В.А. Евстафьев
Президент компании «Рекламный картель»
Вице-Президент Ассоциации коммуникационных агентств России
Сопредседатель Российской Экологической партии «Зеленые»
Сегодня общество в своем развитии вплотную подошло к осознанию значимости гармоничного сосуществования с той средой, в которой оно существует и развивается. Как учил Вавилов: «мы не являемся загрязнителями природной среды потому, что мы являемся ее составной частью». Поэтому различные проявления нашей деятельности – это форма развития природы вообще. Но в то же время мы понимаем, что слишком активное техногенное влияние людей на окружающую среду может привести к такого рода явлениям или процессам, которые мы сегодня не можем предвидеть, предусмотреть или просчитать и которые, в свою очередь могут очень значительно повлиять на наше существование. Исходя из этого, обращаться с окружающей нас природой, использовать природные богатства, животных и растения, нам, как умным и рачительным хозяевам, надо с большой осторожностью, с тем чтобы это использование объективно и в большой перспективе существования человечества было наиболее рациональным, вплоть до самых авангардных и нереальных в сегодняшнем представлении проектов.
Эта серьезная философская проблема находит сегодня свое отражение и в реальной практической деятельности людей. Прежде всего, в создании репутаций крупных корпораций, которые особенно активно взаимодействуют и воздействуют на окружающую среду, и эти корпорации уже сегодня научились использовать экологические темы, экологическую проблематику, экологические символы и образы для решения своих коммерческих задач. Более того, ситуация развивается так, что в рамках единой Европы, во всем мире устойчивое развитие становится главной задачей. Многие фирмы и компании используют финансирование и поддержку международных организаций, международных банков, международных финансовых структур и т.д. и т.п. Эти фирмы уже давно усвоили и реально потребляют экологическую проблематику в своих коммуникационных активах: в рекламе, PR, промоушене и т.п. Примеры таких рекламных коммуникаций мы можем найти в приведенном приложении и это только маленькая часть, которая дает представление о том, как это бывает вообще, которую студенты Университета инженерной экологии подобрали специально для настоящего выступления. На самом деле такие примеры бесконечны, их значительно больше, чем в представленных образцах.
Некоторые общественные экологические организации прибегают к шантажу крупных производителей, требуя от них весьма значительных инвестиций на свое существование и деятельность. Эти организации грозят производителям широким распространением каких-то сведений и информации, иногда даже недостоверной, об их негуманном воздействии на окружающую среду в самых разных аспектах, будь то загрязнение воды, воздуха или уничтожение живой природы. Это им делать легко, потому что любое крупное предприятие активно взаимодействует с окружающей средой самыми различными способами: тепловыми, выбросами, потреблением полезных природных ископаемых, производством отходов, сливом воды, производством продукции, ее складированием, транспортировкой и т.д. и т.п. В то же время, мы хорошо представляем себе, что каждое производство стремится рационализировать свою деятельность, прежде всего, с точки зрения ее эффективности, прибыльности, и такая рационализация, говоря по-старому оптимизация, напрямую связана с уменьшением взаимодействия с окружающей средой, т.е. ............