Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Российский государственный университет
имени Иммануила Канта
Факультет географии и геоэкологии
Кафедра геоэкологии
Курсовая работа
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ И КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД ОЦЕНКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
Студентки 3 курса д/о
факультета географии
и геоэкологии
Швец Я.Р.
Научный руководитель
дгн, проф. Зотов С.И.
Калининград, 2009
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
1.1. Классификации экологической ситуации
1.2. Критерии оценки экологической ситуации
1.3. Ранжирование экологической ситуации
2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ
2.1. Роль экологического картографирования в науке и практике
2.2. Составление карт экологических ситуаций
2.3. Комплексное экологическое картографирование
2.4. Классификация экологических карт
3. КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Система приемов анализа карт
3.2. Прикладное значение экологического картографирования
3.3. Балльная оценка экологической ситуаций
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Глава 1 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
Экологическая ситуация — рассматривается как территориально сочетание различных, в том числе негативных и позитивных, с точки зрения проживания и состояния здоровья населения, природных условий и факторов, создающих на территории определенную экологическую обстановку разной степени благополучия и неблагополучия.
1.1 Классификации экологической ситуации
В зависимости от цели определяются способ классификации и классификационные признаки. Целью классификации в нашем случае является создание предпосылок для выбора адекватных методов пространственного анализа экологических ситуаций.
В качестве классификационных признаков выделим следующие: причина возникновения, сложность, основной изменяющийся компонент природы, время возникновения, время проявления, скорость развития, место возникновения, масштабность, зональность, форма проявления, принадлежность, последствия, острота, возможность решения, способ решения.
При классификации экологических проблем и ситуаций как объектов пространственного анализа соблюдаются следующие принципы:
1. системный — рассмотрение объекта как системы взаимосвязанных характеристик
2. генетический –– анализ исходного состояния явления и выделение из него последующих состояний
3. антропоэкологический — учет условий проживания и состояния здоровья населения, сохранения генофонда
4. информационный –– фиксация устойчивых признаков, опирающихся на эмпирическую базу
5. конструктивный –– выбор путей гармонизации взаимоотношений природы и общества и подходов к решению экологических проблем.
Таблица 1.1.
Классификационные признаки и характерные экологические проблемы и ситуации
признак (критерий) проблемы и ситуации причина возникновения природно-обусловленные, антропогенные, в т. ч. эколого-промышленные, эколого-транспортные, эколого-селитебные, эколого-гидротехнические, эколого-земледельческие, эколого-пастбищные, эколого-сельскохозяйственные и др. структура (сложность) ситуации простые, сложные, очень сложные основной изменяющийся компонент природы атмосферные, водные, почвенные, геолого-геоморфологические, биотические, комплексные время возникновния прошлые, современные, унаследованные; возникающие практически одновременно с воздействием или через определенные интервалы времени время проявления кратковременные, длительные, практически не исчезающие скорость развития быстроразвивающиеся, медленно развивающиеся, скачкообразные принадлежность к территории местные, трансграничные, смешанные пространственный охват (масштабность) локальные, сублокальные, региональные, глобальные зональность зональные, незональные форма проявления точечные, линейные, площадные место возникновения староосвоенных районов, районов нового освоения, рек, водоемов, гор последствия антропоэкологические, природно-ресурсные, ландшафтно-генетические, экономические, политические, правовые и т. ............