A.A. Пантявин, гимназия No 1, г. Воронеж
Со времени создания нашей биолого-химической гимназии в 1990 г. педагоги кафедры биологии работают над проблемой экологизации учебных программ.
Обучение по таким программам должно способствовать формированию личности, способной принимать экологически грамотные решения в области будущей профессиональной деятельности.
С этой целью применяются такие формы обучения, как проблемная лекция, семинар-дискуссия, практические занятия по моделированию, а также разнообразные формы лабораторных работ учащихся. Цикл занятий по теме «Фотосинтез» включал проблемную лекцию «Экология фотосинтеза», семинар-дискуссию «Фотосинтез», а также лабораторную работу, во время которой учащиеся определяли изменения морфологии листьев хвойных деревьев и содержания в них хлорофилла при воздействии токсикантов.
Цель занятия: формирование представлений о факторах среды, влияющих на процесс фотосинтеза.
Оборудование и материалы: книжка-раскладка «История фотосинтеза», таблица «Опыты Дж.Пристли», инструктивные и дидактические карточки, водное растение (элодея или роголистник), NаНСО3 или (NН4)2СО3, отстоявшаяся водопроводная вода, стеклянная палочка, нитки, ножницы, электролампы мощностью 60 и 250 Вт, часы, термометры, набор светофильтров, семь высоких широкогорлых банок, штативы с пробирками, термостат марки ТГУ 01-200.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Занятие строится как бинарный урок, на котором проблемная лекция предшествует выполнению учащимися практических работ по группам.
В начале урока учитель объявляет цель занятия. Материал излагается в форме лекции, которая знакомит учащихся с историей открытия фотосинтеза и развитием учения об этом процессе на протяжении двух столетий. Отдельной задачей в теории фотосинтеза всегда было изучение влияния внешних факторов на скорость и эффективность этого процесса.
Лекция предусматривает элементы дискуссии.
Краткое изложение лекционного материала
Учитель излагает результаты опыта бельгийского естествоиспытателя ван Гельмонта (1580–1644), проведенного в начале XVII в. (работы ван Гельмонта были опубликованы лишь в 1648 г.). Ученый выращивал иву определенного веса в горшке с определенным количеством почвы при регулярном поливе растения дождевой водой. За пять лет масса растения увеличилась на 76, 7 кг, а масса почвы уменьшилась всего на 60 г.
Учитель обращается к ученикам с вопросом.
– Как вы думаете, какой вывод на основании проведенного опыта сделал ван Гельмонт?
Учащиеся делают предположение, что масса дерева увеличилась за счет воды, использованной для полива.
На доске записывают первое исходное вещество – H2O.
Затем преподаватель знакомит учащихся с опытами Джозефа Пристли (1733–1804), о котором гимназисты знают из курса неорганической химии как об одном из первооткрывателей кислорода. Свой рассказ учитель заканчивает вопросом.
– К какому выводу пришел Дж.Пристли, проведя этот эксперимент?
Учащиеся, как и ученый, предполагают, что растения выделяют кислород, делая воздух пригодным для дыхания.
Позже голландский врач Ян Ингенхауз (1730–1799) обнаружил, что растения выделяют кислород лишь на солнечном свету и только зелеными частями.
На доске появляется запись:
H2O + солнечный свет + зеленая часть растений - --> O2.
В 1782 г. ............