Эколого-просветительский центр “Заповедники”
ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ В ЗАПОВЕДНИКАХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКАХ
Сборник методических материалов
Москва
1998
Справочно-информационное издание
Эколого-просветительская работа со школьниками
в заповедниках и национальных парках
Сборник методических материалов
Автор-составитель
Сергей Анатольевич Подольский
Корректор Е.А.Воронкова
Верстка Д.Н.Данилин
ТОО “Логата”, 117513 Москва, Ленинский пр-т, 129-1-281,
Подписано в печать
Объем
Тираж экз.
Заказ
Введение
Настоящий сборник подготовлен в качестве методического пособия для работников государственных природных заповедников и национальных парков, в которых начата реализация модельных школьных проектов. В него включены наиболее интересные материалы, отражающие сегодняшний опыт работы заповедников и национальных парков в области экологического просвещения школьников. Учитывая острую нехватку подобных методических материалов, нам хотелось не просто информировать специалистов об уже имеющемся опыте, но и представить данные авторские разработки достаточно полно с тем, чтобы они могли реализовываться на базе иных особо охраняемых природных территорий (ООПТ), а также быть использованы при разработке в заповедниках и национальных парках собственных оригинальных программ.
В сборник включены статьи, представленные рядом специалистов по просьбе ЭкоЦентра “Заповедники”, а также материалы участников учебных семинаров, давших разрешение на публикацию.
Сделана попытка отразить различные формы и методы работы с детьми. Многолетний опыт Кандалакшского заповедника по работе с юннатами дополняется интересными начинаниями Переславского природно-исторического национального парка. Показаны возможности работы на “школьной экологической тропе” (Лазовский заповедник), организация экологических олимпиад (Воронинский заповедник), опыт этнографической работы с детьми (Курильский заповедник, Переславский национальный парк) и т.д. Отражен и небольшой пока еще опыт по проведению опросов - анкетирования детей и взрослых для получения информации и оценки работы по экологической пропаганде и просвещению. Интересны новые формы работы с детьми, например, эколого-театральная студия “Экотерра” при Лазовском заповеднике, экологические экспедиции и эколагеря в Хинганском заповеднике. Чрезвычайно важен опыт Переславского парка по работе с детьми-инвалидами. Отдельную главу составили проекты, представленные на конкурс “Заповедная школа” и уже реализуемые в заповедниках, которые, несомненно, заслуживают внимания.
Надеемся, что данный сборник окажется полезным не только для модельных ООПТ, но и для всех специалистов, занятых эколого-просветительской работой с детьми, и станет первым в серии подобных изданий.
От составителя
С.А. Подольский. Эколого-просветительский центр “Заповедники”
Зачем учить детей в государственных природных заповедниках и национальных парках? А действительно, зачем? Ведь есть же школы, кружки, станции юннатов. Там специалисты - педагоги, опыт, традиции. У охраняемых природных территорий есть свои функции... ............