Вопросы 1. Каким образом предприятие оптимизирует свое положение на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде? Опишите условия кратковременного прекращения производства предприятием. Что представляет собой краткосрочная кривая предложения на рынке совершенной конкуренции
Чтобы разобраться в сути чистой конкуренции, необходимо уяснить следующие положения.
Первое положение. Всякий раз, когда фирма обдумывает, насколько изменить объем производства, она неизбежно должна ответить на два вопроса:
1. Как изменится ее валовой доход в результате изменений в выпуске продукта?
2. Какой будет предельный (дополнительный) доход от продажи еще одной единицы продукции?
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно ввести в оборот новые понятия: валовой доход и предельный доход:
1) валовой доход при любом уровне продаж определяется как произведение цены на количество продукции, которое фирма может продать;
2) предельный доход есть добавочный доход, который является результатом продажи дополнительной единицы продукции.
Заметим, что в условиях чистой конкуренции предельный доход постоянен, потому что дополнительные единицы продукции будут проданы по постоянной цене. Это означает, что каждая дополнительная единица продаж точно присоединяет свою цену к валовому доходу.
Второе положение. В условиях чистой конкуренции каждая фирма стремится получить максимум прибыли. Но ситуация меняется в зависимости от краткосрочного и долговременного периодов. Сначала рассмотрим ситуацию в краткосрочном периоде. [6.c.260]
В краткосрочном периоде конкурентная фирма располагает неизменными постоянными ресурсами, т. е. неизменным оборудованием, а следовательно, неизменными постоянными издержками. В связи с этим фирма пытается максимизировать свои прибыли или минимизировать свои убытки (может быть и такой случай), приспосабливая к рынку свой объем производства лишь посредством изменений в величине переменных ресурсов (труда, материалов и т. д.), которые она использует, а следовательно, изменений в величине переменных издержек. Возникает вопрос: как фирме в такой ситуации определить объем производства, приносящий максимум прибыли или минимум убытков? Существуют два подхода к определению объема производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальные прибыли или минимальные убытки.
Первый подход. Фирме следует сравнивать валовой доход (TR) и валовые издержки (ТС).
При фиксированной рыночной цене перед конкурентным ' производителем стоят три вопроса:
Следует ли производить?
Если следует производить, то какое количество?
Какая прибыль (или убыток) будет получена?
Ответ на вопрос 1: "Следует ли производить?" — таков: фирме следует производить, если она может получить: а) экономическую прибыль или б) убыток, но который меньше, чем ее постоянные издержки.
Ответ на вопрос 2: "Сколько производить?" — очевиден: фирм следует производить только такой объем продукции, который максимизирует прибыль или минимизирует убытки. [6.c.262]
Ответ на вопрос 3: "Какая прибыль (или убыток) будет получена?" — таков:
а) фирма максимизирует прибыль при условии, когда валовой доход превышает валовые издержки на максимальную
-величину, т. е. ............