Экономические расчеты для принятия решений
Одна из главных задач расчетов, ориентированных на управление, состоит в предоставлении информации о затратах и выручке. Поэтому важно понимать и знать, какие затраты для этого релевантны.
На основе практического примера компании ЗАО "ХХХ" рассмотрим четыре важнейших вопроса:
1. Определение оптимальной производственной и сбытовой программы;
2. Изучение ситуаций о нижних ценовых границах в сфере продаж;
3. Решения о собственном или стороннем производстве;
4. Анализ точки безубыточности (точки перелома) (Break-Even-Point).
Исходные данные
Фирма "ХХХ" производит на одном из своих заводов пять видов изделий из пластмассы повседневного пользования, относящихся к товарам широкого потребления.
Один из заводов фирмы понесет в следующем периоде удельные постоянные затраты от центрального подразделения фирмы в размере 300 млн. руб. Кроме того, возникнут постоянные затраты в размере 860 млн руб. (возникновение обеих сумм не зависит от фактически выполненной производственной программы). В централизованном расчете затрат постоянные затраты центрального подразделения распределяются по 5 товарам в соотношении 2:4:3:5:1.
Таблица 1
Товар
Цена
(тыс. руб.)
Переменные затраты/ед. (Кпер)
Максимальный объем сбыта
(тыс. ед. объема)
A 20 12 25 B 18 8 30 C 22 10 15 D 15 6 50 Е 10 4 35
Ситуация 1
Экономический отдел центрального подразделения фирмы предлагает убрать изделие C из производственной программы, чтобы достичь более высокой прибыли. Ответственный менеджер продукта выступает против. Почему и какие аргументы следует привести?
Ход рассуждений
1. С экономической точки зрения, выпуск того или иного товара целесообразен, если сумма покрытия по нему положительная.
2. На основе исходных условий производим расчеты по товару С и получаем следующие данные:
выручка: 22 х 15 = 330 млн руб.;
переменные затраты: 10 х 15 = 150 млн руб.;
распределенная доля постоянных затрат: (860+300) х 3/15 = 232 млн руб.;
результатом выпуска товара С при таких данных будет убыток в размере 52 млн руб.:
330 - (232+150) = -52 млн руб.
3. Однако товар С вносит 180 млн руб. (232 - 52 = 180) на покрытие постоянных затрат, которые сохранятся в ЗАО "ХХХ" в сложившейся ситуации даже в том случае, если продукт будет исключен из производственной программы; прибыль при этом уменьшится на 180 млн руб.
Ситуация 2
Для рекламных целей в распоряжении ЗАО "ХХХ" имеется разовая сумма в размере 25 млн. руб. Экономический отдел считает, что эффект от рекламы будет наибольшим, если эти средства использовать для рекламы только одного изделия. Какое изделие рекламировать, если благодаря этой рекламе показатели сбыта, приведенные в таблице, повысились бы по каждому изделию на 15%?
Ход рассуждений
Если объем продаж увеличится на 15%, то на те же 15% увеличатся выручка, переменные затраты и сумма покрытия. Постоянные затраты останутся неизменными. Выбор следует делать в пользу того товара, который имеет наибольшую сумму покрытия:
· Товар А: (20 - 12) х 25 = 200 млн руб.;
· Товар B: (18 - 8) х 30 = 300 млн руб.;
· Товар C: (22 - 10) х 15 = 180 млн руб.;
· Товар D: (15 - 6) х 50 = 450 млн руб.;
· Товар E: (10 - 4) х 35 = 210 млн руб.
Из расчетов видно, что наибольшая сумма покрытия - у товара D.
Прибыль в этом случае увеличится на 42 млн руб. ............