Б.Н. Порфирьев
Диверсификация экономики и уязвимость России к кризису. Последствия глобального экономического кризиса негативно отразились на социально-экономической ситуации практически всех стран мира, но в разной мере. В России они проявились особенно болезненно: по предварительным данным, в 2009 г. ВВП сократился на 8, 5%, инвестиции в основной капитал - на 17, 6%, промышленное производство - на 15, 4%1. Оценки официального прогноза Минэкономразвития России относительно роста ВВП в период 2010-2012 гг. варьируют в зависимости от изменения цен на нефть: от 5, 2% (в этом случае существенное падение экономики в 2009 г. не будет преодолено) до умеренно оптимистичных 11, 2%, означающих незначительный прирост (2, 2%) по отношению к уровню 2008 г. [1]. Таким образом, среднегодовые темпы роста ВВП в 2008-2012 гг. составят, в лучшем случае, более чем скромные 0, 7%, что соответствует стагнации или слабому росту экономики. Эти цифры корреспондируют с другими прогнозными оценками (в частности, представленными в выступлениях А.Л. Кудрина и А.Н. Клепача на С.-Петербургском международном экономическом форуме в июле 2009 г.), предусматривающими среднегодовые темпы прироста ВВП в 2010-2019 гг. в пределах от 0, 1 до 1, 3%. Неравномерность последствий кризиса отчетливо проявляется и внутри страны: как в отраслевом, так и в территориальном разрезе.
Причины повышенной уязвимости России к кризису кроются, во-первых, в сложившейся структуре экономики. Как подчеркивалось многими отечественными экономистами (например [2 - 4]), на макроуровне для нее характерна низкая степень диверсификации, усилившаяся с конца 1990-х годов, ориентация на экспорт сырья, топлива и продуктов первичной переработки. На мезо- и микроэкономическом уровнях ситуация намного более мозаична, но сильнее всего от кризиса страдают моногорода (их более 400), в которых преобладает производство продукции ОПК, металлургии, транспортного машиностроения. Во-вторых - в запаздывании или неэффективности мер регулирования кризиса, предпринимаемых как на федеральном, так и региональном уровне, что признает и само правительство [5]. Очевидно существует необходимость решительного изменения сложившегося положения дел, что в свою очередь предполагает переосмысление политики государства применительно к социально-экономическому развитию в целом (в частности, в его кризисной фазе) и к учету региональной специфики развития.
Управление кризисом или антикризисное регулирование? Что касается кризиса, необходимы новое его понимание и концепция управления кризисом и соответствующие им институциональные инновации. В настоящее время в интерпретации кризиса и политики в отношении к нему абсолютно доминирует мотив его чужеродности социально-экономической системе - очень похожий на тот, что используется в медицинской практике: болезнь нужно немедленно устранить, используя наиболее эффективные, быстродействующие средства. При этом забывается, что заболевания свойственны живому организму, являются частью процесса его развития и предпосылкой для укрепления иммунитета; игнорируется или недооценивается то, что упомянутый способ лечения носит симптоматический характер, сопровождаясь многочисленными побочными эффектами, некоторые из которых более вредны и опасны, чем само заболевание2.
Применительно к экономическим кризисам российским исследователем А. ............