1.Предмет, метод и задачи курса. Варианты периодизации экономической истории
Историческое развитие является непременным элементом эволюции общества и экономики. Многие страны мира стараются найти наиболее удачный путь к решению укреплению экономики и политики. Многие страны добиваются этого и имеют большие возможности и перспективы развития имеют высокий уровень жизни, другие же страны наоборот отстают. Рынок сам по себе не ведет к развитию это лишь шанс к улучшению жизни. ИЭ находится на стыке нескольких направлений исследования развитие человеческого общества, истории, экономической теории и конкретной экономики.
Предметом ЭИ является изучение хозяйственной деятельности народов разных стран, развития их производственных сил и производительных отношений, смены способов производства, исследование отдельных отраслей народного хозяйства, организационных форм общественного производств, развитие экономики в определённом экономическом аспекте. ИЭ является одной из социальных наук, свое развитие и распространение она получает в середине 19 века. Открываются кафедры экономической истории в Гамбурге, Сорбонне, Оксфорде, то есть в ведущих университетах мира, читается история экономики так же и России в коммерческих училищах. ЭИ получает широкое распространение. В Париже создается институт по ЭИ.
Экономическая история изучает: Промышленность; Сельское хозяйство; Транспорт; Денежное обращение и кредит; народное хозяйство, Внутреннюю и внешнюю торговлю; Экономическую политику государства в тот или иной период в определенном государстве или стране. Среди функций ИЭ обычно выделяют прагматическую, ценностную, культурную, фундаментальную и мировоззренческую.
Прагматическая функция предполагает обобщение и усвоение опыта хозяйственного развития. Ценностная - нравственную оценку средств и результатов политических и экономических преобразований. Культурная – сохранение в преемственности в хозяйственной практике и выявление альтернатив развития. Фундаментальная – анализ и обработку разнообразной экономической информации, мировоззренческая – формирование логики и стиля экономического мышления.
Основными методами ИЭ считают следующие: исторический, хронологический; логический; сравнительно-исторический; исторического моделирования; математической статистики, социальной психологии и др.
Периодизация истории экономики.
Изучение ИЭ относится к следующим формациям
1. Формационный подход был предложен во 2половине 19 в (К. Маркс). Позднее присутствовал в работах Ленина и Сталина. Был официально утвержден как единственно верный способ изучения истории и историко-экономических процессов явлений и событий. От низших к высшим: Первобытнообщинная формация; Рабовладение; Феодальная формация; Капиталистическая формация; Коммунистическая формация.
2. иеституционно-технологический подход выделял 3 периода доиндустриальная эпоха, аграрная сфера занятости, индустриальная эпоха, постиндустриальная.
3. историко-хроноогический подход.
4. Теория стадий экономического роста . Выделяет 5 основных этапов:
Отраслевые ( до 1 года) цикл специфика создания продукта в отрасли малые циклы 2-4 года Китчином связанные с неравномерным воспроизводством капитала, большие циклы 8-13 Маркса неравномерное воспроизводство основного капитала, агростроительный цикл Саймон Кузнец 16-25 неравномерный спрос в жилищной отрасли, длинноволновые циклы Кондратьева 40-60 колебание гос расходов и нтр.
Задачи выборка научно обоснованных оценок современной экономической ситуации, рациональные пути экономической политики, усвоение исторического опыта.
2. Генезис, эволюция и динамика мирового хозяйства в теории цикличности (по теории И. ............