Стандартизация – это деятельность по разработке и установлению норм, правил и характеристик как рекомендуемых для выполнения.
Стандартизация охватывает:
1. Установление требований к качеству готовой продукции, а также к сырью, материалам и полуфабрикатам.
2. Унификация продукции, как условие произ-ва нескольких продукций.
3. Определение требований и методов в области проектирования и выпуска продукции и обеспечения надлежащего качества.
Стандартизация продукции осуществляется по признакам:
o с учётом развития уровня науки и техники, экологич. требования, экономич. целесообразности и эффективности произ-ва для производителя, польза и безопасность для потребителя и гос-ва в целом.
o гармонизация с международными, региональными стандартами (для эксторта, продажи)
o взаимосвязь и согласование нормативных документов всех уровней.
o участие в разработке нормативных документов всех заинтересованных сторон (разработчиков, потребителей, производителей, местных органов власти)
o открытость инф-ии по стандартам с учётом требований законодательства.
Объекты стандартизации:
* продукции (технич. условия, методы контроля, упаковка, правила приёма, тара, место хранения, температура), способы утилизации.
* услуги (как материальные так и нематериальные)
Стандарт – это нормативный документ, обязательный к использованию.
Сертификация- гарантия покупателей о качестве прод-ии.
Цель сертификации продукции:
- защита потребителя от использования прод-ии, кот.опасна для окр.среды.
- содействие экспорту продукции и повышения конкурентоспособности продукта.
Сертификация продукции даёт такие возможности:
1) расширение объёма продаж;
2) снижение издержек произ-ва;
3) повышение прибыли и повышение конкурентоспособности на рынке;
4) покупателю получать гарантии, характеристики о качестве продукта;
5) отказаться от сплошного контроля.
Три звена сертификации:
1) гос. служба стандартов.
2) Органы по сертификации однородной прод-ии.
3) Испытательные лаборатории (центры).
22 Прогнозування, планування і регулювання діяльності підприємства
Прогнозирование деятельности предприятий и фирм – это оценка перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период. При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные – на1-1.5 года, среднесрочные – на 4-6 лет и долгосрочные – на 10-15 лет. Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений валют и кредитных условий. Здесь учитываются также временные, случайные факторы. Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов – конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.
Планирование - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. ............