Часть полного текста документа: Содержание. I. Схема эксперимента................................................... 4 II. Типичные нарушения внешней валидности вывода....... 6 III. Типы квазиэкспериментальных и экспериментальных планов..................................................................... 8 IV. Примеры экспериментов:...........................................17 1. Пример реактивного эффекта: эксперимент Э.Мэйо, Ф.Ретлисбергера и У.Диксона в Хоуторне 2.Эксперимент по формированию групповых норм Музафера Шерифа. 3.Эксперимент Курта Левина по изучению типов лидерства. V. Список используемой литературы.............................. 28 II. Схема эксперимента Всякое человеческое действие, предпринятое для достижения определенного результата, - это эксперимент, более или менее успешный. Задача науки заключается в том, чтобы установить точные правила экспериментирования и применять их для достижения заданных параметров. Объектом эксперимента для социолога являются люди и социальные общности - часто их реакция на "научное" вмешательство оказывается непредсказуемой, во всяком случае для экспериментатора. Логика экспериментального метода была разработана английским социологом и моралистом Джоном Стюартом Миллем, жившим в XIX в. Милль установил пять логических схем индуктивного вывода, одна из которых - "метод различия" - являет собой классическую схему эксперимента. Схема эта довольно проста. Сначала берутся две совокупности (два объекта) и выравниваются по значимым признакам. Иначе говоря, нужно сделать так, чтобы группы практически не различались. Конечно, они не могут не различаться вовсе. Поэтому внимание экспериментатора сосредоточивается на значимых признаках, т. е. на тех, которые могут оказать влияние на результаты эксперимента. Например, изучая воздействие телепередачи на политические установки зрителей, исследователь должен убедиться, что возраст испытуемых в различных группах варьирует незначительно. Почему возраст? Потому что из предшествующих исследований известно, что возраст влияет на политические установки. Следовательно этот признак подлежит контролю. Несколько по-иному оценивается например, численность блондинов, брюнетов или шатенов. Обычно такого рода параметрами при изучении политических установок пренебрегают, почему-то не считая их значимыми. Чем больше параметров учитывает исследователь, тем надежнее эксперимент. Затем начинается полевой или лабораторный этап эксперимента. Иногда утверждается, что это самый главный этап - собственно эксперимент. Такое суждение опрометчиво. Успех или провал эксперимента зависит прежде всего от того, насколько тщательно проработаны его идеальная схема, план проведения и ожидаемые результаты Лабораторное (полевое) исследование не должно сталкиваться с "нештатными" ситуациями, т. е. ситуациями, не предусмотренными предварительно разработанным планом. Если это происходит полевую работу надо немедленно прекратить и вернуться к проектированию исследования. Неудача исследования заключается отнюдь не в отрицательном результате - иногда он имеет большее значение, чем положительный, - а в получении ничего не означающих данных. Предположим, что все идет "штатно" и мы находимся на полевом этапе эксперимента. Здесь одна группа объектов подвергается воздействию экспериментальной переменной. ............ |