Часть полного текста документа:" Экзистенциализм - это гуманизм". Название этой книги французс- кого философа , писателя и драматурга Жана Поля Сартра может служить девизом экзистенциализма , как самое краткое и точное вы- ражение смысла и назначения целого направления современной филосо- фии . Экзистенциализм , или философия существования ( от позднелатинс- кого existentia - существование) зародился в начале 20 века и в течение нескольких десятилетий завоевал широкое признание и попу- лярность.Среди первых представителей экзистенциализма принято счи- тать русских философов Льва Шестова и Николая Бердяева , хотя ос- новное развитие это течение получило после 1-ой мировой войны в трудах немецких мыслителей Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса и в сороковых годах в работах Альбера Камю , Жана Поля Сартра и Симоны де Бовуар.В то же время своими предшественниками экзи- стенциалисты считают Паскаля , Кьеркегора , Достоевского и Ницше . В философском отношении на экзистенциализм оказали преобладающее влияние такое направление как философия жизни , а также фено- менология Гуссерля и Шеллера . Экзистенциализм как яркое проявление нонкомформизма явился своеобразной реакцией на духовный кризис , вызванный войнами и страданиями .В ситуации безнадежности и душевной растерянности призыв экзистенциалистов к человеческой подлинности , к чувству человеческого достоинства оказался источником мужества и нравстве- нной стойкости . Экзистенциалистски настроенная личность противопо- ставляла личное решение , волевой акт уверткам "трусливого разума". В этом смысле характерными являются слова Антуана Сент-Экзюпери : " Франция приняла бой вопреки правде логиков . . . Логики были правы . Война для нас означала разгром . Но разве должна была Франция ради того , чтобы избавить себя от поражения , не при- нимать боя ? Не думаю . И Франция интуитивно пришла к тому же решению : никакие увещевания не заставили ее уклониться от боя . Дух в нашей стране взял верх над разумом ." Именно поэтому экзистенциализм нельзя назвать академической док- триной .Его основная тема - человеческое существование , судьба лич- ности в современном мире , вера и неверие , утрата и обретение смысла жизни , близкая любому художнику , писателю , поэту , с одной стороны , делает это направление популярным среди художе- ственной интеллигенции ( Э. Хемингуэй ,С. Беккет , А. Сент- Экзюпери ), а с другой - побуждает самих экзистенциалистов обращаться к язы- ку искусства ( Сартр , Камю , Марсель ) . Экзистенциализм тесно соприкасается с религиозным восприятием мира , причем это в равной степени относится как к религиоз- ному направлению экзистенциализма ( Ясперс , Марсель , Бердяев , Шестов), так и к атеистическому ( Хайдеггер , Сартр , Камю , Мерло-Понти ), поскольку важный мотив экзистенциалистского творчества - признание того , что бог умер ( " из жалости к человеку", как часто цити- руют Ницше) , сопровождается утверждением невозможности и абсурд- ности жизни без бога . Одним из крупнейших представителей атеистического экзистенци- ализма является и Жан Поль Сартр . Он родился в 1905 году, образование получил в лицеях Ла-Рошели , кончил Высшую нормаль- ную школу в Париже по отделению философии , в 1934 году ста- жировался во Французском институте в Берлине .Господствовавший тог- да во французской университетской культуре абстрактный идеализм Брюнсвика был бессилен что-либо противопоставить идеологии гит- леризма , угрожавшего миру разрушением всех человеческих ценностей. ............ |