Часть полного текста документа:Экзистенциальная и гуманистическая парадигмы в психологии. Их взаимоотношение Реферат по курсу "Методологические основы психологии" выполнил студент V курса 51 гр. д/о Сапронов Дмитрий Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова Факультет психологии Москва, 2002 I. Предисловие Гуманистическое и экзистенциальное направления психологической мысли заинтересовали меня как психолога практически с первых дней моего обучения. Обращение к этим подходам убивало для меня сразу нескольких зайцев. Во первых, сразу же привлекает внимание близость обсуждаемых психологами этих направлений вопросов к жизни каждого отдельного человека, в том числе - и к моей собственной. Безусловно, проблемы смыслов (как частных, так и общих), существования, жизни, одиночества, совести, любви, свободы, смерти, изменения, роста и многие другие могут волновать различных людей практически на любом этапе их жизни, а уж для семнадцатилетнего подростка они выступают как сверх значимые, сверхинтересные, но и, в то же время, как сверхсложные для решения, по крайней мере, именно так было в моем случае. Во вторых, меня сильно притягивало как в гуманистическом, так и в экзистенциальном направлениях отсутствие внешне видимых сложных схем, формул, моделей, графиков, всевозможных "кривых", - того, что с некоторой оговоркой можно назвать проявлениями сциентизма, а так же того, что изобилует, например, в экспериментальной психологии (в широком ее понимании). Однако я сразу же столкнулся с проблемой иного рода - зачастую "материя", описываемая экзистенциальными или гуманистическими психологами, а еще в большей мере - философами, преподносится ими с помощью сложных и неоднозначных, введенных ими же терминов, для понимания связей и взаимоотношений между которыми необходимо, на мой взгляд, обладать хотя бы не дюжим абстрактным мышлением. Естественно, во время обучения на первых курсах эта способность только начинает развиваться, точнее - постепенно достигает достаточного для понимания, например, экзистенциалистских текстов. Несмотря на возникающие при чтении сложности, тексты и стоящие за ними авторы всегда манили, притягивали меня к себе. Меня практически никогда не покидала уверенность в том, что есть что-то в этих работах: что-то для меня важное, честное, настоящее. И хотя порой самого меня вопросы, поднимаемые психологами-гуманистами и -экзистенциалистами, зачастую лишь запутывали, или я совершенно не понимал, как может существовать столько "одновременных альтернатив" и как мне с ними со всеми разделаться, что-то подсказывало мне, что я движусь в правильном для себя направлении. И сейчас, когда к концу близится V курс, я так же отдаю предпочтение, хоть уже и в меньшей степени, именно этим психологическим направлениям. Более того, мне довелось в опыте собственной психологической работы убедиться в "действенности" методов консультационной и психотерапевтической работы, предложенных именно в рамках этих двух психологических "школ". Возможно, именно такое мое отношение к гуманистической и экзистенциальной психологии и привело меня к выбору темы "Гуманистическая и экзистенциальная парадигмы в психологии. Их взаимоотношение" для написания реферата. Данная работа построена сообразно логике формулировки темы: в первой и второй главах я рассмотрю экзистенциальную и гуманистическую парадигмы по отдельности, в третьей главе я рассмотрю некоторые аспекты их взаимоотношения. II. ............ |