Часть полного текста документа:Экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюджентала: человек в поисках самого себя Братченко Сергей Мы не можем сделать все, но мы можем сде-лать намного больше, чем мы обычно делаем. Трагизм в том, как мало мы это осознаем. Дж.Бюджентал В гуманитарной сфере изложение теоретических концепций, ориентированных на практическое применение, является делом очень сложным и рискованным - даже для самих их создателей. Как говорил Фридрих Дюрренматт, "... и у меня есть своя теория ... Однако я не предаю свою теорию гласности, считая ее своим частным делом (иначе мне пришлось бы ею руководствоваться)" [Дюрренматт Ф., 1990, с. 170]. Скорее всего, Джеймс Бюджентал тоже осознает эту опасность оглашения своих теоретических взглядов, но, тем не менее, постоянно рискует и публикует их. Видимо - в надежде, что читатель будет воспринимать их не как "последние истины" и "прокрустово ложе" для практической работы, а скорее как "информацию к размышлению", как призыв сделать собственный выбор. Бюджентал верит в свой подход, но не верит, что он годен для всех. В то же время его концепция столь богата и многогранна, что любой психолог или психотера-певт может найти на этом "шведском столе" много ценного для себя. Экзистенциально-гуманистический подход (ЭГП) Дж.Бюджентала - это развиваемая на протяжении вот уже пяти десятилетий фундаментальная и многогранная концепция. Она включает в себя и философско-методологическое обоснование, и психологическую теорию личности и личностного роста, и оригинальную концепцию глубинного общения и взаимодействия в процессе индивидуального консультирования, и, конечно, необозримый и бесценный, интен-сивно пережитый, глубоко осмысленный и блестяще описанный опыт практической работы с клиентами. В рамках данной статьи огра-ничимся кратким описанием ключевых положений его концепции "жизнеизменяющей психотерапии" в виде тезисов с небольшими комментариями (максимально используя при этом "голос" самого Бюджентала). 1. Важнейшая особенность "человеческой природы" - внутренне присущая человеку мотивация к "поиску здравого", которая, как только ее освобождают, побуждает человека двигаться ко все большей эффективности и удовлетворенности в жизни [Bugental J.F.T., 1995]. У человека есть потенциал осознать свою жизнь, понять ее и предпринять конструктивные шаги на пути к тому, чтобы жить более аутентично, больше стать самим собой. Но все дело в том, сумеет ли человек реализовать этот потенциал. Для этого важно за многочисленными "онтическими трудностями" не утерять из виду проблемы онтологического, экзистенциального уровня - те "базовые вопросы", которые жизнь ставит перед каждым челове-ком: "Кто и что я есть? Что такое этот мир, в котором я живу?" [Bugental J.F.T., 1987, p. 5]. С одной стороны, ответ на этот экзистенциальный вызов неизбежен и все мы "отвечаем на эти вопросы своими жизнями, тем, как мы определяем самих себя, как мы используем свои силы, как относимся к другим людям, как встречаем все возможности и ограничения человеческого существования" [Ibid.]. Но, с другой стороны, эти вопросы и тем более ответы не очевидны, они требуют от человека усилий, напря-женного поиска и, по сути, "всю свою жизнь мы... формулируем и пересматриваем свои ответы..." [Ibid.]. Способность человека к экзистенциальному поиску через ос-мысление своего бытия (которая, в свою очередь, опирается на специфически человеческую способность к "рефлексивному само-сознанию - сознавать и в то же время осознавать нашу сознательность" [Bugental J.F.T., Kleiner R., 1993, p. ............ |