Часть полного текста документа:Элджернон Суинберн Суинберн Эльджернон Чарльз (Algernon Charles Swinburne, 1837-1909) - английский поэт. Род. в семье адмирала. В 1848 был отдан в Итонский колледж. Окончив Оксфордский университет, С. провел несколько лет в Италии. По возвращении в Лондон сблизился с вождем прерафаэлитов У. М. Россети . С. обладал большой эрудицией в области истории литературы и в совершенстве владел греческим, латынью, французским и итальянским языками. Первые произведения С.: две драмы - "Королева-мать" (The Queen-Mother) и "Розамунда" (Rosamond, Two plays), опубликованные в 1860, прошли совершенно незамеченными. Изданная в 1865 трагедия в античной манере "Аталанта в Калидоне" (Atalanta in Calydon) привлекла внимание критиков, а вышедшие в 1866 "Поэмы и баллады" (Poems and Ballads) принесли автору скандальную известность: респектабельная буржуазная публика была шокирована откровенностью эротических мотивов. С. в этот период декларирует свою близость к прерафаэлитам. В 1871 выходит сборник гражданской поэзии С.: "Песни перед восходом солнца" (Songs before Sunrise). За этим следует целый ряд сборников: "Песни двух наций" (Songs of Two Nations, 1875), вторая (1875) и третья (1889) серии "Поэм и баллад", "Песни прилива" (Songs of the Springtides, 1880), поэма - "Тристрам из Лионнэ" (Tristram of Lyonesse, 1882). В то же время С. продолжает работу в области стихотворной драмы. Особое место среди драматических произведений С. занимает трилогия, посвященная Марии Стюарт: "Шастеляр" (Chastelard, 1865), "Босуэлл" (Bothwell, 1874), "Мэри Стюарт" (Mary Stuart, 1881). С. является автором ряда историко-литературных исследований (о Шекспире, Гюго и др.) и сборников критических статей. С. продолжал традиции революционных романтиков: Байрона, Лэндора. Обращение к прошлому носит у С. характер неприятия, отрицания современной ему действительности буржуазной, викторианской Англии. Отсюда другие мотивы С.: его свободолюбие, выразившееся в восхвалении национально-освободительной борьбы в Италии, в прославлении республиканизма, в пренебрежении к устоям буржуазной морали и т. д. Однако как в критике, так и в утверждении положительных социальных взглядов С. не шел, по существу, дальше мелкобуржуазного радикализма; в последние годы жизни С. стал петь гимны британскому империализму, прославляя англо-бурскую войну. Изображение отдаленного прошлого занимает главное место в творчестве С. Он любил браться за исторические темы, разрабатывавшиеся до него, стремясь, с одной стороны, к большей исторической точности, а с другой - к более углубленной психологической мотивировке. Это особенно проявилось в "Марино Фалиеро" (драме, которую в этом смысле нужно сравнить с одноименной трагедией Байрона) и в трилогии о Марии Стюарт, снимающей всякий налет идеализации с шотландской королевы и в этом отношении сравнимой с "Марией Стюарт" Шиллера. Вообще в целом ряде произведений С. противопоставляет себя консервативным поэтам викторианской Англии отличной от них трактовкой одних и тех же тем. В этом плане изображение античности, средневековья и отдельных эпизодов из истории Англии у С., в отличие от Теннисона и Броунинга, характеризуется подчеркнутой страстностью (в противоположность идиллическому тону обоих других поэтов), враждебностью ко всяким проявлениям пуританского духа и т. п. Хотя С. и декларировал свою приверженность принципам прерафаэлизма, он безусловно выходит за пределы этого направления. ............ |