Часть полного текста документа:Электронная хрестоматия в интернете как средство поддержки школьного учебника истории Господарик Ю.П. Проблема реализации потенциальных возможностей информационно-коммуникативных технологий в процессе школьного обучения приобретает в последние годы все большее значение. При этом вряд ли можно признать, что эта проблема в основном решена или хотя бы близка к решению. Исследования, проводимые Институтом содержания и методов обучения РАО, показывают, что наибольшее распространение в учебном процессе получили компьютерные программы на компакт-дисках. Выполненные с использованием технологий мультимедиа и гипермедиа, они в большинстве своем имеют универсальный характер (энциклопедии, справочники) и плохо приспособлены для использования в учебном процессе. Первый компьютерный учебник по истории России XX в., созданный на базе известного учебника А.А.Данилова и Л.Г. Косулиной, вызвал противоречивые оценки в методической литературе. Еще одним аспектом данной проблемы выступает изменение дидактической функции учебника как основного носителя учебной информации. Большинство современных учебников написаны в соответствии с идеологией XIX в., когда учебник рассматривался как практически единственный (главный) источник информации для учащихся. В эпоху Интернета нет недостатка информации, есть недостаток умения работать с ней. Под влиянием смены образовательной парадигмы (переход к личностно ориентированному характеру обучения) меняется целевое назначение учебника. Он становится не столько носителем информации, сколько инструментом организации учебной деятельности с акцентом на самостоятельную (под руководством учителя) работу учащихся на репродуктивном, частично поисковом и творческом уровнях. Актуальность очерченного круга проблем возрастает в условиях перехода к профильному обучению в старшей школе. Не секрет, что за время, прошедшее после издания Закона РФ "Об образовании" в 1992 г. не удалось ни концептуально, ни эмпирически решить проблемы структуры, содержания и методики обучения в третьем концентре (в старшей школе). Предлагаемый ныне вариант расширенного воспроизведения событийно-хронологического принципа как основы курсов всеобщей и отечественной истории совершенно не отвечает ни задачам профильного обучения, ни познавательным возможностям учащихся, ни уровню их мотивации. В данной статье хотелось бы остановиться на нескольких проблемах, тесно связанных с указанным выше кругом вопросов. Документ на уроке истории Необходимость использования исторических документов в преподавании истории в школе была осознана достаточно давно. Еще в 60-е гг. XIX в. М.М.Стасюлевич противопоставлял "формальному" методу обучения по учебнику (содержащему "готовый" материал и "готовые" выводы) "реальный" метод самостоятельного изучения прошлого на основании исторических документов. Стасюлевич издал трехтомную хрестоматию по истории средних веков. В начале XX в. идеи Стасюлевича развивал Н.А.Рожков. Большую роль в конце XIX - начале XX в. сыграли книги для чтения, учебники и пособия П.Г.Виноградова, Н.И.Кареева, С.Ф.Платонова, Р.Ю.Виппера, которые были основаны на огромном фактическом материале и вводили учащихся в "лабораторию историка". В советской школе в 1920 - начале 1930-х гг. ............ |