Применяемые в тексте сокращения:
АТС — автотранспортное средство;
АС — аккумуляторная система
ВВ — вредные вещества;
ВМТ — верхняя мертвая точка;
НМТ — нижняя мертвая точка;
ДВС — двигатель внутреннего сгорания;
КВ — коленчатый вал;
ОГ — отработавшие газы;
СУ — система управления;
ТА – топливная аппаратура (ТПА — топливоподающая аппаратура);
УОВ — угол опережения впрыска;
ЭБУ — электронный блок управления,
CR — common rail.
Общие сведения
Электронные устройства и компоненты находят широкое применение на современных колесных и гусеничных транспортных средствах в системах автоматического управления , контроля, сигнализации, блокировки, строенной и внешней диагностики, причем, по насыщенности электронно-компьютерным оборудованием современный автомобиль приближается к авиационным лайнерам. Достаточно назвать приборы системы навигации, автоматизации вождения и парковки, бортовую ЭЦВМ (CarPC).
Доля дизелей колесных и гусеничных транспортных средств, оснащенных электронным управлением, в настоящее время достигает 30% от выпуска.
В менее совершенных топливных системах электронное управление лишь заменяет механические регуляторы. Более многочисленную группу современных систем, созданных на базе традиционных ТНВД, составляет аппаратура с независимым электронным управлением подачей и опережением впрыска. Наконец, были внедрены в массовое производство аккумуляторные системы Common-Rail (CR), максимально расширившие возможности управления рабочими процессами дизеля, например за счет управления давлением и характеристикой впрыска.
Перечень функций электронного управления дизелей следующий:
- регулирование цикловой подачи топлива qц в соответствии с заданным режимом по частоте вращения nдв и эффективной мощности Ne двигателя;
- положительная коррекция (увеличение) qц при пуске холодного дизеля и при повышении температуры томлива в насосе;
- отрицательная коррекция (уменьшение) qц при снижении давления окружающего воздуха pо или давления наддува рк, росте окружающего tо или наддувочного tк воздуха;
- оптимальное регулирование угла опережения впрыска топлива φопер.впр. и характеристики подачи qц вплоть до организации двухфазного (ступенчатого) впрыска;
- оптимальное регулирование рециркуляции отработавших в дизеле газов с целью снижения эмиссии окислов азота NOX;
- оптимальное регулирование турбокомпрессора наддува;
- отключение цилиндров и циклов на частичных режимах нагружения двигателя;
- выключение топливоподачи при торможении двигателем, на принудительном холостом ходу двигателя при движении накатом или под уклон, столкновении или опрокидывании транспортного средства;
- выполнение самодиагностики элементов дизеля и системы электронного управления с замещением отказавших элементов.
С учетом того, что СУ подачей все чаще становится составляющей СУ всего дизеля или автомобиля, ее функции значительно расширяются: управлению подлежат также свечи накаливания, газораспределения, климатическая установка, АБС и многое другое. Целесообразность объединения СУ усматривается, в частности, в оптимальности сопряженных процессов в зависимости от тех же параметров, что и ТП.
Таким образом, современная ТПА использует электронное управление. При этом обеспечивается повышенные давления впрыска: с роторными ТНВД до 160…180 МПа, насос-форсунках и индивидуальных ТНВД до 200 МПа, в Common Rail первого поколения до 135, а второго поколения — до 160 МПа. ............