Часть полного текста документа:Элементы дифференциального и интегрального исчисления в книге П. Я. Гамалеи "Вышняя теория морского искусства" О. А. Саввина Данное исследование подготовлено в преддверии 200-летия выхода в свет второго тома книги П. Я. Гамалеи "Вышняя теория морского искусства", содержащего начальные основания вышних вычислений, с приложениями оных к криволинейной геометрии и к навигации( СПб., 1802г.). Этот объемистый труд любопытен во многих аспектах. Он представляет интерес как в научном историко-математическом плане, так и в историко-методическом. Но прежде всего интересна личность самого автора, поэтому хотелось бы сказать о нем несколько слов. Платон Яковлевич Гамалея (29 ноября 1766 - 1 июля 1817) - профессиональный моряк, даровитый математик и далеко не заурядный педагог. Большая часть жизни Платона Яковлевича была связана с Морским кадетским корпусом. В 13 лет он поступил в это учебное заведение, а уже с 16 лет плавал в эскадре вице-адмирала Чичагова. (По принятому тогда в корпусе положению всех гардемаринов (воспитанников выпускного класса) предписывалось направлять на боевые корабли различных эскадр). Затем Гамалея неоднократно выходил в море и участвовал в разных сражениях, причем не всегда удачно. Пишут, что однажды он даже попал в плен. С 1793 г. Платон Яковлевич преподает в корпусе морскую практику, эволюцию и теорию морского искусства, а с 1795 г. назначается на должность инспектора классов. В обязанности инспектора входило контролировать и оказывать помощь преподавателям. Учебный процесс в это время был поставлен в корпусе не лучшим образом (После пожара 1771 г. воспитанники переехали в Кронштадт, а преподаватели отказывались ездить туда ежедневно из Петербурга, и это не могло не сказаться на подготовке кадетов, которая стала стремительно ухудшаться). И Платон Яковлевич принялся за переустройство. В первую очередь новый инспектор обновил состав преподавателей. Старых отправил на пенсию, а для молодых организовал своеобразный "курс переподготовки" (как сейчас бы назвали - "курсы повышения квалификации"), который состоял из курса лекций. Для чтения лекций он приглашал лучших профессоров и преподавателей других столичных кадетских корпусов и Академии наук. Много внимания он уделял и воспитательным вопросам. "Гамалея стремился возбудить в воспитанниках чувство лидерства, желание заниматься как можно лучше, добиваться высших результатов в учебе и дисциплине. Отличники в классах пользовались авторитетом, а главное, - уважением товарищей, которые величали их по имени-отчеству и по существовавшей тогда традиции называли "зейманами" (от английского "seaman" - моряк). Юноши гордились этим своим неофициальным званием. "Зейманы" были первыми помощниками преподавателей, занимались с товарищами, объясняли трудные темы, примеры и задачи"[1. С. 50]. Однако исследователи тут же замечают, что основное внимание инспектора было сосредоточено лишь на математических и специальных предметах: "Платон Яковлевич Гамалея приложил немало сил, чтобы вернуть Морскому кадетскому корпусу былую славу, но, уделяя слишком много внимания математическим и специальным учебным дисциплинам, упускал из виду другие науки, и в преподавании их не удалось достичь тех вершин, которыми славилось раньше это военно-учебное заведение" [1. ............ |