Часть полного текста документа:МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Армавирский Лингвистический Университет Педагогический факультет Дипломная работа На тему "Элементы художесственного творчества на уроках развития речи в начальной школе" г.Армавир, 2000г. Содержание Введение. 3 Глава I. Проблема межпредметных связей в психолого-педагогической и методической литературе. 5 1. Психологическое обоснование проблемы межпредметных связей; психологические основы художественного восприятия. 5 2. Методологическое и теоретическое обоснование проблемы межпредметных связей. 15 3. Использование художественного творчества детей на уроках развития речи. 19 Глава II. Проблемы интегрированных связей в педагогической периодике. 22 Глава III. Педагогическое исследование. 29 1. Констатирующий эксперимент. 29 2. Формирующий эксперимент. 34 Заключение 50 Список использованной литературы. 56 Введение. Система уроков развития речи - один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников. Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной культуры личности. Так, например, речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной "глухоте". Задача педагога - соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность. Только тогда сформируется такое отношение к языку, в котором нравственные и эстетические чувства окажутся неизбежными. Использование на уроках развития речи художественного творчества детей - залог активной познавательной деятельности учащихся на уроке, так как взаимосвязанное обучение пробуждает интерес к знанию и сочетает в себе духовное, эмоциональное и интеллектуальное развитие. Данный тип интеграции так же позволит повысить уровень развития речевых умений у младших школьников. Наше исследование посвящено изучению взаимосвязи развития речи и художественного творчества младших школьников. Цели исследования: 1) выявить эффективные условия для обучения, развития и воспитания младших школьников на уроках развития речи при помощи реализации взаимосвязи с изобразительным искусством, а именно: при использовании художественного творчества детей; 2) определить особенности восприятия детьми данного типа интеграции. Изучение уровня развития речевых умений при обучении детей с использованием элементов изобразительного творчества на уроках развития речи явилось предметом настоящего исследования. Основным методом исследовательской работы был педагогический эксперимент. Кроме того были использованы другие методы: * изучение и анализ теоретических работ по психологии, педагогике, русскому языку и литературе; * изучение и анализ научно - методической литературы; * наблюдение за детьми; * анализ детских работ. Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обучения, развития и воспитания младших школьников на уроках развития речи при помощи реализации взаимосвязи с изобразительным позволили сформулировать гипотезу исследования: использование на уроках развития речи элементов художественного творчества позволит повысить уровень развития речевых умений у детей. Исходя из этой гипотезы, можно выдвинуть следующие задачи исследования: 1. ............ |