Часть полного текста документа:Элементы проблемного обучения как метод и средство мотивации учения при изучении темы физики "Световые явления" Е.В. Емельянова, П.В. Скулов Формирование мотивации учения является одной из центральных проблем современной школы. Радикальные изменения в нашем обществе, начавшиеся в 1991 году, существенно изменили мотивацию получения образования. Сегодня большинство старшеклассников хочет приобрести гуманитарную, юридическую или экономическую специальность. Это существенно снижает интерес к изучению предметов естественнонаучного цикла, к которым и относится физика. Кроме того, интерес к физике снижается, во-первых, из-за сложности преподавания, во-вторых, из-за однообразности преподнесения учебного материала. Необходимо мобилизовать резервы внутреннего активного отношения самих школьников к учебному труду. Для этого, как рекомендуют В.Н. Максимова, Л.А. Иванова и другие ученые, нужно использовать все виды проблемно-развивающего обучения. Теория проблемного обучения достаточно хорошо разработана. Этой проблемой занимались многие психологи и педагоги, такие как М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, Н.М. Зверева, Р.И. Малафеев и другие. Исследования в этой области показали, что проблемное обучение будит и формирует интерес к учению, развивает инициативу ученика в познании, способствует пониманию внутренней сущности явлений и процессов, формирует умение видеть проблему и т.д. Сущность проблемного обучения состоит в создании учителем цепи проблемных ситуаций и управлении деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем. Следовательно важнейшими понятиями в проблемном обучении являются проблемная ситуация и учебная проблема. Сущность проблемной ситуации заключается в противоречии между известными школьнику сведениями и новыми фактами, явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно. Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации проходят в следующей логической последовательности: -анализ проблемной ситуации; -формулировка (постановка) проблемы или осознание и принятие формулировки учителя; -решение проблемы: выдвижение предположений; обоснование гипотезы; доказательство гипотезы (теоретическое или экспериментальное); -проверка правильности решения. Таким образом, областью выбранного нами исследования являлась теория и методика проблемного обучения. Более подробно автор занимался теорией и методикой проблемного обучения при изучении темы физики . Но в проанализированной литературе по данной теме был обнаружен неполный и разобщенный материал. Поэтому необходимо было систематизировать и разработать дидактический материал проблемного содержания и описать методику его применения по теме . Можно предположить, что при использовании элементов проблемного обучения на уроках физики у учащихся повысится интерес и, как следствие, повысится успеваемость. Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработано методическое пособие для учителя, в состав которого входят важнейшие средства организации проблемного обучения: проблемные вопросы, задачи, задания, наглядность, речь, а чаще их сочетание. Проблемные вопросы: они должны быть сложными настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильными для самостоятельного нахождения ответа. ............ |