Часть полного текста документа:Эммануил Сведенборг (1688- 1772) Эммануил Сведенборг родился 29 января 1688 года. Его отец, Еспер Сведберг был профессором богословия в Уппсальском университете и настоятелем собора. Позднее он стал епископом в Скаре. Так как достоинство епископского сана требовало перехода в высшее дворянское звание, то фамилия семьи Сведберг была изменена на Сведенборг. В доме епископа, за семейным столом, за которым часто собиралось представительное собрание наиболее влиятельнейших и известнейших священнослужителей Шведской Короны, постоянно велись беседы на разнообразнейшие религиозные темы. Как писал впоследствии сам Сведенборг, вспоминая о своих детских годах, "я, с самого своего раннего возраста, постоянно был охвачен мыслями о Боге, спасении и духовных страданиях людей". Но особенно интересным фактом из биографии его семьи является то, что его отец, лютеранский епископ, воспитывал детей лишь в общих принципах христианской веры, выбор же конфессии он оставлял за ними самими, до достижения ими сознательного возраста. В 1699 году юный Эммануил поступил на философский факультет Уппсальского университета. Несмотря на свои религиозные наклонности (а возможно и благодаря им) его выбор не пал на богословский факультет, ибо ни одна из существовавших тогда в христианском мире теологических школ не смогла предоставить ему хоть сколь-нибудь удовлетворившего бы его ответа на занимавшие тогда сознание его вопросы о сути Бога, вселенной и человеческого бытия. После университета, где Сведенборг получил прекрасное образование (в частности, в совершенстве изучив латынь, греческий и древнееврейский), он всю первую половину своей жизни интенсивно занимался самообразованием. Ему удалось либо самостоятельно, либо под руководством опытных преподавателей изучить физику, астрономию и главные из естественных наук. Позднее он занимался космологией, механикой, математикой, анатомией, физиологией, политикой, экономикой, металлургией, геологией, горным делом и химией. Его труды по обработке металлов принципиально изменили положение дел в этой отрасли производства и не потеряли своей актуальности даже в настоящее время. Историки науки считают его "отцом" таких дисциплин, как, скажем, минералогия, или же физиология мозга. Его натурфилософские работы поднимались до уровня аналогичных опытов Ньютона, а некоторые его блестящие прозрения предвосхитили выводы о сути материи, к которым современная физика приблизилась, лишь в двадцатом веке, посредством квантовой механики. Но какие бы научные дисциплины не доводилось бы постигать и развивать Сведенборгу на протяжении многолетней его научной карьеры, красной нитью через всю его жизнь проходил завет, который дал ему отец, покидая Уппсалу для исполнения пастырского своего долга в другом приходе: "Молю тебя, дабы ты боялся и любил Бога превыше всего остального в мире, ибо без страха Божьего все науки и все занятия ничего не стоят, но способны причинить исключительно один лишь вред." Неизменным спутником всей жизни его жизни, и неизменным маяком и вдохновителем любых его размышлений, поисков, философских или же научных выводов и заключений, всегда и в любых обстоятельствах оставалась священная книга его детства - Библия, и сквозь все свои научные занятия, опыты и обобщения Сведенборг неизменно стремился узреть и постигнуть исключительно лишь абсолютное Божественное основание вселенной и ту единую связующую нить, посредством которой и содержится всё творение в неизменном единстве со своим Творцом. ............ |