РЕФЕРАТ
по курсу "Психология"
по теме: "Эмоции и психические состояния"
Содержание
1. Эмоционально-волевые интересы
2. Психические состояния
Список использованных источников
1. Эмоционально-волевые интересы Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности.
В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.
Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.
Аффект - сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом.
Собственно эмоции - более длительные состояния. Они - реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции бывают положительные, отрицательные и нейтральные.
Чувства - еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым).
Настроение - самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.
В своей фундаментальной работе “Основы общей психологии” (1946) С.Л. Рубинштейн рассматривает три основных уровня эмоциональных переживаний.
Первый - это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Эти состояния могут выступать в качестве эмоциональной окраски отдельного процесса ощущения или выражать разлитое органическое самочувствие индивида.
Второй уровень составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания.
На этом уровне чувство является выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Дифференциация чувств происходит в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. Их можно подразделить на интеллектуальные, эстетические и моральные чувства.
На третьем уровне находятся обобщенные чувства, выражающие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. Сюда можно отнести чувство юмора, чувство возвышенного и т.п. Чувство переживается и обнаруживается в конкретных эмоциях.
В результате исследований чувственного развития большинство ученых сделало вывод о том, что существует несколько уровней в развитии чувственной сферы человека.
Простейшие чувственные процессы выражаются в органических, двигательных, секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций.
Но в ходе развития чувства утрачивают свою инстинктивную основу, дифференцируются и образуют многообразные виды высших чувств: социальных, интеллектуальных, эстетических.
Экспериментальные данные свидетельствуют также о дифференцированности чувств в отношении условий их возникновения, при этом большинство психологов предполагает двойную обусловленность чувств: с одной стороны, потребностями (мотивацией), а с другой - особенностями воздействия (ситуацией).
В норме функционирование эмоциональной сферы характеризуется большим разнообразием эмоциональных откликов на события окружающей среды, достаточно быстрым чередованием эмоций разной модальности. ............