Департамент образования
Государственное образовательное учреждение
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста, пути коррекции
Выполнил:
Специальность:
Курс ____ группа _____
Руководитель:
_______________________________
Преподаватель дисциплины психологии
2008
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста
1.1 Эмоции (общий обзор)
1.2 Эмоциональный мир ребёнка. Влияние отрицательных эмоций на психологическое состояние детей
1.3 Эмоциональное неблагополучие детей
1.4 Проявление эмоционального неблагополучия
4.1.1 Кризис трёх лет
4.1.2 Негативизмы
4.1.3 Неврозы
4.1.4 Тревожность
4.1.5 Страхи
Глава II. Методы диагностики и коррекции, как средство преодоления эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста
2.1 Диагностика эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста
2.2 Коррекционно-развивающая работа с детьми по данной проблеме (рекомендуемая)
2.3 Профилактика эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста
Заключение
Список основной использованной литературы
Приложения
Введение
Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. Как известно, наблюдения над эмоциональными особенностями собственного ребёнка, хотя и удивили Ч. Дарвина, но не слишком изменили его представление об эволюции эмоций у человека, то есть, о чисто биологической функции и природе эмоций в отличии от духовной природы разума (Ч. Дарвин, 1881). Влияние дарвиновских идей прослеживается до наших дней в представлениях об инволюции эмоциональной жизни, как в филогенезе, так и в онтогенезе. Так, по мнению В.К. Вилюнаса, эмоции особенно необходимы при отсутствии приобретённого опыта, то есть, чем ближе к рождению, тем больше. "В этом случае, - отмечает он, - поведение контролируется производными эмоциями значительно боле жёстко, вплоть до того, что реакция на ситуацию целиком имеет эмоциональный характер" [5].
Обратимся к экспериментальным данным, касающимся онтогенеза эмоциональной сферы. Пионером в этой области стал основатель бихевиоризма Д. Уотсон. Он рассматривал эмоцию как наследственную стереотипную реакцию организма, которую в чистом виде можно найти только на самых ранних стадиях онтогенеза. Д. Уотсон выделяет в качестве базальных биологических реакций страх, ярость и любовь, которые можно полностью выразить в терминах ситуации и реакции на неё [3].
Классические исследования В. Штерна и К. Бюлера обнаружили специфическую динамику эмоциональной сферы в раннем детстве. Было выделено три основных свойства эмоционального процесса на самых ранних этапах развития ребёнка:
1) сила, связанная с немедленным и непосредственным реагированием организма на неудовлетворение (или удовлетворение) витальных потребностей;
2) кратковременность реакции;
3) парадоксальный и неопределённый характер эмоционального реагирования, то есть, "эмоциональная неоднозначность" (К. Бюлер, 1924; В. Штерн, 1922).
Отечественной психологией накоплены данные, позволяющие рассматривать развитие эмоциональной сферы в контексте процесса формирования личности. ............