Введение
Младший школьный возраст является вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств, но уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, приобретая другую логику мышления. Значимой деятельность для ребенка является учение. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Эта перестройка называется «школьной адаптацией». В последние годы термин «школьная адаптация» стал использоваться для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей в связи с обучением в школе.
Но кроме адаптации к школе, существует и адаптация в обществе, а именно социальная адаптация. Это понятие определяет и постоянный процесс активного приспособления индивида а условиям социальной среды, и самый результат этого процесса. Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли, что обуславливает отнесение социальной адаптации к одному из основных социально-психологических механизмов социализации личности. При образовании неадекватных механизмов приспособления говорят о дезадаптации.
Существует мнение, что главными причинами дезадаптации ребенка в младших классах являются связь с характером семейного воспитания и отношению к ним учителя.
Но, рассматривая социальную адаптацию к школьному обучению, нельзя не уделять внимания психофизиологическим особенностям личности ребенка, а именно характеристике распределения психических функций между левым и правым полушарием головного мозга.
Функциональная асимметрия головного мозга имеет непосредственное отношение к проблеме образования. Современное образование почти целиком построено на развитии вербально-логического мышления, то есть ориентируется на доминантность левого полушария, которое осуществляет последовательную рациональную обработку информации. При доминантности правого полушария стратегия переработки информации состоит в целостном, комплексном восприятии параметров и явлений, в одновременной обработке многих параметров.
В педагогической практике функциональная асимметрия мозга человека имеет ещё одно проявление – леворукость определенной части школьников. Ориентация на гуманистические принципы в обучении, а также рост количества детей, предпочитающих левую руку правой, у учителей, социальных педагогов и школьных психологов вызывает закономерное желание «подобрать ключик» к таким детям.
Новизна работы заключается в применении методов психофизиологии, психологии индивидуальности, дифференциальной психологии для решения задач социальной психологии, а именно проблемы социальной адаптации учеников 1-х классов с правополушарным типом распределения психических функций, что позволяет говорить, что данная работа выполнена на стыке этих наук. Проведена и апробирована разработка комплекса мероприятий, направленный на повышение уровня адаптации детей с правополушарным типом распределения психических функций к обучению в начальной школе, в рамках которого возможна оптимизация образовательного процесса.
Актуальность исследования. ............