Часть полного текста документа:Эссе об интеллигенции Евгений Смотрицкий Страшно браться за эту тему, но необходимо. Уже много сказано. Сказано великими и всеми признанными. Уже много сделано. Сделано даже больше, чем достаточно. Уже много понято. Понято через кровь. Много дано определений и притом правильных... Да что толку!!! Все те же вопросы: интеллигенция: есть или нет? интеллигенция: нужна или не нужна? интеллигенция: виновна или невиновна? интеллигенция: сущее и должное; интеллигенция и народ", "интеллигенция и власть": союз "и" соединяет или разделяет? И все же - еще раз, очередной, и, думаю, не последний - вернемся к вопросу об интеллигенции. Вопрос многомерный, как и все, что связано с Человеком. Но свою задачу я вижу в том, чтобы определить нечто главное, вокруг чего вырастает эта многомерность, нечто такое, без чего не будет этой многомерности, не будет самого феномена и не будет, стало быть, самого вопроса об интеллигенции. Что же это за стержень, что это за ядро, что это за реальность, которая порождает столь трудно определяемый и трудно постижимый феномен? Ответ, пожалуй, до обидного прост: таким стержнем, ядром, реальностью является... функция, социальная функция, которая у каждого - своя, своя она и у интеллигенции. И без ее выполнения - не будет общества. Если прибегнуть, несколько вульгарно, к экономическим сравнениям, то "спрос рождает предложение". Общество нуждается в определенного рода работе и в ответ на этот запрос появляются слуги-исполнители. В сфере материальных потребностей - появляются ремесленники и технологи, организаторы производства и распределения материальных благ. В сфере духовных потребностей - появляется интеллигент, Творец и Хранитель "духовных благ", ценностей, святынь (высших ценностей), идеалов. И в этом главная, двуединая, противоречивая функция Интеллигенции: Хранить (старое) и Творить (новое). Диалектически противоречивая функция - это реальность. Если не доводить до крайности, то идет процесс органического развития общества, но если преобладает что-то одно - то неизбежны личные и социальные трагедии. Приверженность к старине в пределе вырождается в догматизм, косность и ведет к потере жизнеспособности. Чрезмерная творческая активность в пределе ведет к насилию над жизнью, реальностью под благовидным лозунгом "Долой отжившее" и также ведет к утрате жизнеспособности, поскольку разрывает традицию, отрывает будущее от корней прошлого. Как Хранитель - Интеллигенция выполняет функцию Образца, матрицы культуры. Как Творец - Интеллигенция выполняет функции критики (анализа), генератора идей и стратегического духовного управления обществом. Социальное бытие нуждается в самовоспроизводстве и самосохранении. Это предполагает как духовную, так и материальную работу. Все, что связано с духовной работой и является функцией Интеллигенции. Это и определяет ее онтологический статус... "К чему вся эта песня?", - спросит утомленный философской заумью читатель. А я отвечу: интеллигенция не выдумка. Ее нельзя придумать или отменить. Она реальность, с которой необходимо считаться. И совсем не потому, что она того требует, а потому, что общество для своего существования нуждается в носителе-исполнителе вышеназванных функций. ............ |