Тема: Эстетическая деятельность и ее формы
1. Творческий потенциал человеческого труда
2. Человек и общественные сношения - объекты эстетической деятельности
3. Природа в структуре эстетической деятельности
4. Эстетическая деятельность и искусство
1. Творческий потенциал человеческого труда
Человек, мир материальной культуры, в каком она живет. Внутренний мир человека (чувства, ум) зарождается, развивается и изменяется благодаря общественно-исторической практике.
Общественно-историческая практика есть первопричиной возникновение и развития способности человека к преобразованию мира за законами крассоты, формирование собственных эстетических чувств, вкусов, идеалов.
В человеческом бытии нет ни одной области, сферы, которая была б лишена эстетической деятельности. Эстетическая деятельность может реализоваться как самооценка, самодостояние, а может быть только моментом прочих форм деятельности. Эстетическая деятельность в различные исторические эпохи бытует в различных формах и различным образом реализуется во всеобщей деятельности людей. Это связано с неодинаковыми достижениями в истории мировой культуры.
Одной из форм эстетической деятельности есть искусство, где эстетический компонент показывается доминирующим, потому что есть носителем эстетического наслаждения.
Искусство тесно связано с трудом. В начале истории общественного развития продуктивный труд был физическим, искусство же было трудом духовным, оно не зависело от материальных потребностей и считалось игрой человеческих способностей, наслаждением.
В эстетике природа показывается источником эстетических потребностей и способностей человека. В природе нет ничего лишнего, безобразного, того, что человек воспринимает как противоположность прекрасного. На начальных этапах человеческой истории природа в своих проявлениях была непонятной и враждебной человеку, противостояла ей как могущественная сила, перед какой человек не мог ничего сделать. Эстетическое отношение к природе есть более поздним культурным достоянием. Зародилось оно в пределах овладения человека природными силами.
Человек овладевает природными силами при помощи перенесения на силы природы понятных ей общественных явлений и соотношений. Наиболее ярким примером есть мифология - исторически первая форма общественного сознания, при помощи которой человек духовно овладевает окружающим миром, формирует всеобщее представление о нём, а также взаимоотношения между ними. Наделяя природные силы человеческой сутью, человеческим обликом, люди в своем сознании наделяли окружающий мир в гармоничном, соразмерном для человеке среде жизни. Непонимая сути природных явлений, человек наделял их законами человеческого общежития, где все понятия измеряются собственными потребностями и возможностями. Тому упорядочность, гармоничность, соответствие есть наиболее ценными, жизненно важными для человека свойствами окружающего мира. Таковыми свойствами владеет труд и его продукты. Первые предметы трудовой деятельности (каменные топоры, лук и стрелы, глиняная посуда) имеют эстетическую ценность.
Процесс формирования у человека способностей действовать целесообразно растянулся на длинные столетия, что дало возможность человечеству создать богатство мира культуры, множество ее форм и развить в человеке собственные возможности, которые позволяют ему вольно творить в пределах исторически обусловленных потребностей. ............