РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ
Эстетический гуманизм в русской философии ХІХ века
ПЛАН
1. Вступление.
2. Н. М. Карамзин.
3. А. Ф. Мерзляков.
4. А. И. Галич.
5. А. С. Пушкин.
6. Литература.
1. Вступление
Хронологическая граница между веками, разумеется, условна. Новый век продолжает старый. В России наступление ХГХ столетия связано с началом царствования Александра I, после заговора и убийства его отца Павла I в 1801 г. Это был новый период русской истории, несомненно отличный от екатерининских времен и павловского правления. В первое десятилетие нового века царь привлек к законодательной и реформаторской деятельности оригинального христианского мыслителя Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839). Реформируется Московский университет, возникают новые университеты в Харькове и Казани. В Дерпте (Тарту) в 1802 г. воссоздается университет, основанный еще шведским королем Густавом II Адольфом в 1632 г., но прекративший свою деятельность в XVIII в. Преподавание философии вводится в университетах. В образовании университетской философии в России большую роль сыграли приглашенные из-за границы, главным образом из Германии, преподаватели философии (в Тарту, например, профессором философии стал Готлоб Беньямин Еше, сторонник Канта и близкий ему человек). Наряду с ними в университетах преподавали философию и русские профессора.
Конец XVIII в. с горечью собирал плоды просвещения. Французская революция, сокрушившая феодальные порядки, в конечном счете привела не к торжеству Разума, о котором мечтали просветители, а к диктатуре, к падению республики и образованию новой империи с сопутствующими всякой империи кровавыми войнами. «Век просвещения! Я не узнаю тебя - в крови и пламени не узнаю тебя - среди убийств и разрушения не узнаю тебя!..» - восклицал устами своего персонажа Н. М. Карамзин в 1794 г.
2. Н.М. Карамзин
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) - писатель, историк и мыслитель, в своем творчестве глубоко и правдиво отразил противоречия века Просвещения. Его идеалы, как писал он, были превосходны: «...свет философии, смягчение нравов, тонкость разума и чувства, размножение жизненных удовольствий, всеместное распространение духа общественности, теснейшая и дружелюбнейшая связь народов, кротость правлений...» Но дойдя «до крайней степени возможного просвещения», век Просвещения погружается в варварство. «Где люди, которых мы любили? Где плод наук и мудрости? Где возвышение кротких, нравственных существ, сотворенных для счастья?» -спрашивает мыслитель.
Где же выход? Карамзин, один из образованнейших людей своего времени, прошедший искушение масонской мистикой (он был членом масонской ложи в 1785-1789 гг.), посетивший европейские страны и встречавшийся с Кантом, Гердером и другими выдающимися мыслителями, видел спасение в сосредоточении человека на самом себе. «Но неужели, друг мой, - утешал участник карамзинского диалога Филалет (по-гречески «любитель истины») Мелодора («дарителя песен»), - не найдем мы никакого успокоения во глубине сердец наших?» В статье «Нечто о науках, искусствах и просвещении» (1793) Карамзин, приведя формулу Декарта «Мыслю, следовательно, существую», задается вопросом: «Что ж я? - и заявляет: - Вся наша антропология есть не что иное, как ответ на сей вопрос».
Н. ............