Содержание
Введение
1. Общая характеристика процесса воспитания
2. Методы воспитания
3. Виды воспитания
4. Эстетическое воспитание
5. Необходимость эстетического воспитания в современных условиях
Заключение
Литература
Введение
Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.
В своей работе я рассматриваю проблемы воспитания и обучения неразрывно связанные между собой, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека. А именно как его эмоций, воли, характера, так и мотиваций, ценностных ориентации и интеллекта. Еще Платон писал: "...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание". Однако в научном понимании и организации процессов обучения и воспитания есть свои особенности. Поэтому разделение данных процессов проводится нами с целью объяснения их сущности.
"Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, — нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему". М. Монтень.
Теория и методика воспитания являются разделами общей педагогики, в которых уточняется сущность, принципы и методы, цели и содержание процесса воспитания.
1. Общая характеристика процесса воспитания
Теория воспитания изучает задачи, содержание, методы и формы воспитания, а также рассматривает деятельность студенческого коллектива, семьи по вопросам воспитания молодежи.
Воспитание, как и обучение, характеризуется целенаправленностью, организованностью. Это процесс планомерного, систематического руководства развитием личности в соответствии с целями воспитания. Однако воспитание по сравнению с обучением является более широким процессом.
Воспитание далеко выходит за рамки учебного процесса: оно осуществляется в процессе обучения, во внеаудиторной работе, в семье. Воспитывающее влияние оказывают такие факторы, как печать, радио, телевидение, кино, театр, спорт и др. Целенаправленное воспитывающее влияние учебно-воспитательного учреждения переплетается с воздействиями, идущими от социальной среды, от людей, с которыми сталкивается студент в жизни. Если общественные отношения, условия жизни в нашем обществе представляют собой объективные факторы, оказывающие влияние на формирование человека, то система организованных воздействий, исходящих от учебных заведений, преподавателей, — это субъективные факторы. Воздействие их тем более эффективны, чем больше учитываются потребности общества, его интересы, а также закономерности развития человека.
Термин "управление" пришел в педагогику из кибернетики. В настоящее время им часто пользуются, имея в виду целенаправленный, организуемый, управляемый характер воспитания. В то же время на процесс воспитания оказывают влияние стихийные факторы, которые обычно непредвиденны, случайны и возникают в различных условиях. Природа процесса воспитания двойственна, и этим определяется его специфика как объекта управления. Управление в сфере воспитания — эта целая система организаций, несущих ответственность за подготовку подрастающего поколения к труду и жизни. К воспитанию должна быть привлечена широкая общественность.
Управление воспитанием возможно при условии:
знания объекта воспитания, исходного уровня его воспитанности, подготовленности, возрастных и индивидуальных особенностей;
наличия четкой цели, программы, плана и координации воспитательной деятельности каждого под разделения;
обоснованного отбора средств и методов воспитательного воздействия с учетом элементов самоорганизации, самоуправления;
систематической информации о результатах воспитательной деятельности, проявляющихся в изменении сознания и поведения студентов.
В юношеском возрасте повышается роль сознания, успешнее формируются понятия, взгляды, убеждения. Юноши и девушки по-разному реагирует на различные воспитательные воздействия. Поэтому преподаватель должен учитывать их индивидуальные особенности, искать индивидуальные пути воздействия. ............