Часть полного текста документа:Есть ли постмодернистская публицистика? В.В. Хорольский, Воронежский государственный университет Постмодернизм уже стал чем-то вроде квазинаучного слэнга: его рассматривают как обязательную часть "джентльменского набора" в любом разговоре о современности. Но в теории журналистики работ об этом явлении пока недостаточно. Нет анализа взаимоотношений данной культурологической категории и собственно журналистской деятельности, ядром которой является когнитивноаналитическая работа с общезначимыми фактами текущей жизни. Думается, что небесполезным при решении проблемы бытования постмодернистской публицистики (далее - сокращ. - ПП) окажется и разговор об эстетической природе публицистического слова и дискурса в связи с эволюцией постмодернистских представлений о прекрасном, о понимании задач и мотивов культурноинформационной деятельности в условиях лавинообразной глобализации. Но прежде всего, думается, стоит еще раз задуматься над вопросом: а есть ли массив публицистических текстов, подобный массиву модернистской публицистики? Модернистская литература (далее - сокращ. - МЛ) и модернистская публицистика (далее - сокращ. - МП) - явления, давно зафиксированные и описанные наукой. Имена Т. С. Элиота, Ф. Кафки, Дж. Джойса, У. Б. Йейтса, Э. Паунда, М. Пруста и многих других говорят сами за себя. Иное дело - эпоха "постмодернити", породившая не столько тексты, сколько разговор о текстах. Характерно в этом отношении признание одного из зачинателей английской постмодернистской литературы (далее - ПЛ), автора знаменитого романа "Подруга французского лейтенанта" и характерного для ПП эссе "Мои воспоминания о Кафке" Джона Фаулза: он читал Кафку на студенческой скамье, а "с тех пор не прочел ни единого его слова" [6,167]. Кафка описан в "Воспоминаниях..." не как творец специфического мира - мира МЛ, но преимущественно как некий эстетический знак - симулякр, используемый массовой культурой в банализированном виде - по мнению Фаулза, "вовсе необязательно читать Кафку, чтобы вот так его использовать"[ 6,168]. Сравнительно недавно появившийся на русском языке сборник литературнокритических и публицистических материалов Фаулза "Кротовые норы" (М., 2002) свидетельствует о принципиальном эклектизме ПП. Здесь серьезный литературоведческий разговор о Диккенсе и Гарди прихотливо сливается с субъективными мыслями о герое Дж. Эдвардса Эбенезере Ле Паже, с лирическими зарисовками о себе, с ироническими раздумьями о стране ("Быть англичанином, а не британцем", "Сбирайтесь вместе, о вы, старлетки"). Здесь же - и это надо выделить как основополагающий тезис -привычная для ПЛ игра с читателем не отменяет этических норм и правил. Иногда полагают, что релятивизм постмодернистов, не признающий единой системы ценностей, обязательно приводит к моральному "дрейфу", к имморализму. Это не всегда так, и ПП, хотя и базируется в большей степени не на этике, а на эстетике, бывает морализаторской. Здесь нет смысла говорить о "ризоматичности", "деконструкции" и других конститутивных вещах - признаках ПЛ. Бросается в глаза, что в статьях и романах Дж. Фаулза прихотливый культурологический синтез породил идеологию толерантности и отзывчивости по отношению к чужому опыту, пародийную идеологию, проявляющуюся в амбивалентных формах иронизирования и шутливо-гедонистического восторга перед многообразием человеческого гения. ............ |