№
Психические
стадии
Возраст Модальность
Предмет
конфликта
Задачи
этапа
Социальные условия:
"+" "-"
Значимые
люди
Соответствую-щие элементы
в обществе
Психосоциальный
исход
I.
Доверие -
недоверие
1-й год
жизни
Орально -
сенсорная
"Могу ли я
доверять
этому миру?"
Базисное доверие
против
базисного
недоверия
+ поддержка, удовле-творение основных потребностей;
отсутствие эмоцио-нального общения,
неправильный уход
Мать
Космический
порядок, био-
логический
ритм жизни
Нормальное развитие происходит, если потреб-ности ребенка быстро удовлетворяются, если он не испытывает долгого невнимания. Главное - обогащение общения. Поведение матери должно быть предсказуе-мым. В противном случае у ребенка вырабатыва-ется боязливость, подозрительность к миру. II.
Автономия - стыд и
сомнение
2-й, 3-й
годы жизни
Анально -
мышечная
"Могу ли я
управлять
собствен-ным пове-дением?"
Автономия против стыда и сомнения
+ разумная дозволен-
ность, поддержка;
гиперопека, отсут-
ствие поддержки и
доверия
Родители
Закон и
порядок
Исход зависит от соотно-
шения сотрудничества и
своеволия, свободы само-выражения и её подавле-
ния. Из чувства самоконт-
роля, как свободы распо-ряжаться собой без утра-
ты самоуважения, берет
начало прочное чувство
доброжелательности, го-
товности к действию и
гордости своими дости-
жениями, чувство собст-
венного достоинства. Из
ощущения утраты свобо-
ды и чужого сверхконтро-
ля происходит устойчи-
вая склонность к сомне-
нию и стыду
№
Психические
стадии
Возраст Модальность
Предмет
конфликта
Задачи
этапа
Социальные условия:
"+" "-"
Значимые
люди
Соответствую-щие элементы
в обществе
Психосоциальный
исход
III.
Инициати-
ва - вина
4-й, 5-й
годы жизни
Локомоторно
генитальная
"Могу ли я
стать независи-мым от ро-дителей и исследо-вать грани - цы своих возможно-стей?"
Инициати-ва (предпри имчивость) против вины
+ поощрение актив-ности, наличие воз-
можности в творче-
стве ребенка;
неодобрение актив
ности, отсутствие
возможности твор-
чества
Базальная
семья
(расши-
ренная)
Идеальные
прототипы
мужского и
женского
начала, соци-
ально-эконо-
мический
статус
Дети, которым предостав
лена инициатива в выбо-
ре деятельности, выраба-
тывают предприимчи-
вость. ............