Часть полного текста документа: Этические моменты в учении досократиков Прежде чем переходить к характеристике этических учений, обратим внимание на ряд моментов, существенных для понимания специфики духовной культуры, определившей возникновение тех или иных концепций. Мироощущения греков. Какой была доминанта греческого мировосприятия? Были ли греки изначальными оптимистами, принимавшими мир светло и радостно, или же мир выступал для них в качестве противника, несущего людям зло? Известно, что идея греков, искрометно радующихся жизни, пришла в европейское сознание с немецким романтизмом, противопоставившим античность мрачным средним векам. Гегель писал, что нет более серьезных и радостных людей, чем греки. Но уже во второй половине XIX века Ницше и другие заговорили о пессимизме, пронизывающим греческое искусство, об исконном для них ощущении безысходности в отношении неумолимой судьбы. В самом деле, уже Гомер говорит: "Листьям в дубравах древесных подобны сыны человеков: ветер один по земле развевает, другие дубрава, вновь расцветая, рождает, и с новой весной возрастают; так человеки: сии порождаются, те погибают". Пессимизм пронизывает греческую лирику. Наверно, наиболее ярко это проявляется у Феогнида Мегарского - "Хоть среди всех людей ищи - не наберешь столько, чтобы не забрал их всех один корабль, таких, чтобы у них в глазах, как и на языке, была совестливость и на скверное не влекла нажива", "... бесстыдство и дерзость, правду одолев, всей землей владеют". Греческие мудрецы констатируют, что люди дурны и несчастны. Тем более это умонастроение проявляется в трагедиях. Высказывалась идея, что глубинной основой греческого мироощущения является сознание бессилия людей и богов перед неумолимой судьбой. И лишь влияние восточных культов внесло элемент оптимизма. "Сущность трагической коллизии в греческой литературе - борьба личного и нравственного начала со слепым Роком, причем сила остается за Роком". Рассуждая о постепенном разрушении трагедии Рока под воздействием учений, несущих явные следы восточного мистицизма, историк Смирнов говорит: "Это дает право противопоставить исконное мрачное мировоззрение греков с их идеей непреложного Рока, миросозерцанию индийцев с их идеей Дхармы. Представление о жизнерадостной, светлой Элладе - во многом исторический миф, созданный гуманистами Возрождения. Знаменитое изречение на фронте Дельфийского храма: "Познай самого себя и ты познаешь Богов и Вселенную", в котором многие видели формулировку сущности эллинского мировоззрения, в действительности не греческая формула. Это основа основ всей индийской философии ..." Вопрос о корнях греческого мировосприятия требует дальнейшего анализа. Укажем лишь на возможность разных трактовок, поскольку это имеет принципиальное значение для понимания возникновения проблематики, связанной со свободой воли. Влияние искусства на мораль Существенное влияние на моральный поиск оказало искусство. Разумеется его влияние шире, чем влияние только на нравственность, но в данном аспекте оно имело особый смысл. Следует отметить две черты древнегреческого искусства - рациональность и человечность. Рациональные черты раньше всего проявились в искусстве так называемого "геометрического стиля": сосуды, часто в человеческий рост величиной, расписываются четкими, равномерно повторяющимися орнаментальными полосами. ............ |