Часть полного текста документа:Этические проблемы сексологии и сексопатологии Постановка проблемы В 80-х годах XX века среди медицинских дисциплин прочное место занимают сексопатология и сексология. Их формирование было обусловлено двумя основными факторами. Во-первых, развитием медицинского знания - физиологии половых систем, психоаналитической медицины, эндокринологии и нейроэндокринологии, медицинской генетики. Во-вторых, принципиальными изменениями в морально-мировоззренческих ориентациях европейской культуры последнего столетия. Сексопатолог К.Имелинский пишет: "Длительное неприятие сексуальности человека и понимание ее как "чего-то непристойного" тормозили изучение этой сферы человеческой жизни, а так же приводили к появлению многочисленных ошибочных взглядов, предрассудков и фиктивных суждений" [ 1 ]. Переход от "неприятия", "угнетения" сексуальности к ее "освобождению" - не только условие возникновения и существования сексопатологии, но и одно из ее теоретических оснований. Основной принцип современной сексологии - принцип индивидуальных различий - базируется на признании относительности "нормативных" границ сексуального поведения. Альфред Кинзи, которого называют Колумбом сексологии, на основании огромного фактического материала констатировал существование широчайшего диапазона индивидуальных проявлений сексуальности человека. "Вариативный размах крайних проявлений сексуальности определяется цифрой 1:45000" [ 2 ]. Это означает, что "нормальное развитие человека характеризуется, в частности, многообразием индивидуальных способов достижения сексуального наслаждения, причем пути его разнообразны не только относительно проявлений, но и относительно влияний многочисленных факторов, которые не всегда осознаются человеком" [ 3 ]. Для современной сексологии, основывающейся на "освобожденной сексуальности", характерно введение новых терапевтических методик. Среди них - использование в качестве средства лечения некоторых сексуальных расстройств "замещающих - внебрачных - партнеров". В данном случае проблема выбора между здоровьем пациента и соблюдением этических норм решается не в пользу последних. Условием "работы" подобных и других методик сексологии является преодоление традиционных этических норм и на уровне индивидуального сознания врача, и на уровне индивидуального сознания пациента, и на уровне общественного сознания. Действительно, в рамках современной сексологии врач, находящийся в границах традиционной нормативной модели, нередко сам становится источником ятрогенных травм; пациент с нетипичной сексуальностью и ортодоксальными моральными представлениями обречен на невротические расстройства; нетерпимость общественного мнения к отклонениям сексуального поведения, воспроизводя систему запретов, умножает страдания, связанные с сексуальностью. Сексологи приходят к выводу о необходимости формирования нового "сексуального сознания", обеспечивающего человеку "максимум наслаждения, глубокие и разнообразные переживания, обогащающие его личность" и укрепляющие его "связь" с другим человеком [ 4 ]. К.Имелинский констатирует: "В сферу интересов сексологии входят не только проблемы, связанные со здоровьем человека, но и проблемы, относящиеся к образу и смыслу его жизни" [ 5 ]. ............ |