Белорусский государственный университет
Исторический факультет
Документоведение и информационное обеспечение управления
КОНСПЕКТ
оригинальных текстов
Выполнила: студентка 3 курса заочного отделения Зыкович Екатерина Владимировна № зачетной книжки 0733131 Минск 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Аристотель Никомахова этика. 3
Эпикур Эпикур приветствует Менекея. 5
Клод Адриан Гельвеций Об уме. 6
Кант И. Основы метафизики нравственности. 8
Ницше Ф. Так говорил Заратустра. 11
Энгельс Ф. Анти–Дюринг. 14
Сартр Ж.П. Экзистенциализм — это гуманизм. 16
Фромм Э. Человек для себя. 18
Швейцер А. Культура и этика 20
Аристотель. Никомахова этика // Зеленкова И.Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации. — Мн.: ТетраСистемс, 2001. — С. 52– 57
Книга первая
Итак, блага подразделяют на три вида: так называемые внешние, относящиеся к душе и относящиеся к телу, причём относящиеся к душе мы называем благами в собственном смысле слова и по преимуществу, но мы именно действия души и её деятельности представляем относящимися к душе. Таким образом, получается, что наше определение правильно, по крайней мере, оно согласуется с тем воззрением, которое и древнее и философами разделяется…
С нашим определением согласуется и то, что счастливый благоденствует и живёт благополучно, ибо счастьем мы выше почти было назвали некое благоденствие и благополучие…
Одним счастьем кажется добродетель, другим — рассудительность, третьим — известная мудрость, иным — всё это или что–нибудь одно в соединении с удовольствием или не без участия удовольствия; есть и такие, что включают в это понятие и внешнее благосостояние…
…А если так, то поступки, сообразные добродетели, будут доставлять удовольствие сами по себе. Более того, они в то же время добры и прекрасны, причём и то, и другое в высшей степени…
Счастье, таким образом, это высшее и самое прекрасное благо, доставляющее величайшее удовольствие.
Таким образом, Аристотель приводит нас к тому, что величайшее счастье невозможно без добродетели, и соответственно быть счастливым может лишь тот, кто поступает хорошо. Такому человеку не нужны для счастья материальные блага. Он счастлив одной лишь своей добротой. Счастье — это особое состояние удовлетворенности, получаемое от совершенной (добродетельной) деятельности. Отмечая единство морали и счастья, Аристотель подчеркивает, что достижение состояния высшего удовлетворения жизнью зависит не только от определенной организации сознания, но и от поступков. Среди многочисленных условий счастья главными являются: нравственное и интеллектуальное совершенствование, здоровье и наличие внешних благ, активная гражданская позиция, дружба.
Книга вторая
Теперь надо рассмотреть, что такое добродетель. Поскольку в душе бывают три вещи — страсти, способности и устои, то добродетель, видимо, соотносится с одной из этих трёх вещей…
…Добродетели — это не способности: нас ведь не считают ни добродетельными, ни порочными за способности вообще что–нибудь испытывать. Кроме того, способности в нас от природы, а добродетельными или порочными от природы мы не бываем… Поскольку добродетели — это не страсти и не способности, выходит, что это устои.
…Добродетель есть обладание серединой, а с точки зрения высшего блага и совершенства — обладание вершиной. ............