Часть полного текста документа:Этуш Владимир Абрамович Народный артист СССР, ректор Высшего театрального училища имени Б.Щукина. Родился 6 мая 1922 года в г.Москве. Во время Великой отечественной войны подал заявление на курсы военных переводчиков и уехал в Ставрополь, где находилась школа. На фронте попал в стрелковый полк и сражался в горах Кабарды и Осетии, принимал участие в освобождении г.Ростова-на-Дону, Украины. Награжден орденом Красной Звезды, медалями. В 1944 г. был тяжело ранен и после госпиталя демобилизовался. В 1945 г., после окончания Театрального училища имени Б.Щукина, пришел в Театр имени Евг.Вахтангова. Свой творческий путь в театре В.А.Этуш начал с возрастных, характерных, комедийных эпизодов. Самая заметная роль в начале творческого пути - слуга Лаунс в комедии Шекспира "Два веронца". Благодаря блистательным интермедиям Н.Эрдмана, роль сверкала и искрилась юмором. Дуэт излюбленных Шекспиром слуг-простаков был построен на импровизации и требовал от артистов полной свободы, находчивости, стремительных реакций и огромного обаяния. Все это в полной мере присутствовало у артиста, и эта роль стала одной из самых его любимых. Этуш всегда умел создать цельный характер на небольшом по объему материале. Среди его ранних работ и мягкий, интеллигентный Дорогомилов ("Кирилл Извеков" К.Федина), и полицейский Меньос ("Ангела"), и знаменитая маска Бригеллы ("Принцесса Турандот" К.Гоцци). Творческая судьба В.А.Этуша - прекрасное подтверждение знаменитой формулы К.Станиславского о том, что нет маленьких ролей, а есть маленькие артисты. Однако от филигранно сыгранных эпизодов артист постепенно переходит к созданию сложных, разноплановых характеров. В комедии Б.Шоу "Миллионерша" Этуш играет незадачливого любовника Блендербленда. В противовес авторской ремарке о громоздком, неповоротливом человеке, В.Этуш создает впечатление чего-то легковесного, непрочного, с фатальной неизбежностью ждущего какого-то подвоха. А когда он случается, герой моментально трансформируется и становится назойливым, навязчивым, грубым. Быть может, это парадокс, но игралась эта роль с невероятным блеском и изящной иронией. В 1965 г. театр ставит драму Э.Золя "Западня", и с роли Купо начинается новый этап в творчестве В.А.Этуша. В начале спектакля Купо - добрый и нежный, великодушный и робкий, влюбленный и очень надежный. Но судьба оказывается безжалостной к нему, наносит страшный удар, как бы, испытывая его на прочность. И артист замечательно играл момент перехода своего героя от силы и уверенности к полному безволию и зависимости от обстоятельств, от бесстрашия к полному нравственному и физическому краху. Этуш играл своего Купо с подлинным, глубоким драматизмом. И вновь комедия. Чванливый, тщеславный, упрямый и, в тоже время, по-детски доверчивый Журден в "Мещанине во дворянстве" Ж.Б.Мольера. Роль была сыграна с истинным комедийным блеском и безудержной фантазией. А в комедии Эдуардо де Филиппо "Великая магия" В.А.Этуш выходил на сцену в образе иллюзиониста Отто Марвульо. Его персонаж жил в двух состояниях - реальном и выдуманном. Порой они пересекались, уступая место друг другу: грустная реалия с нищетой, нахлебниками-родственниками, алкоголичкой женой и мир иллюзий, в котором Отто Марвулья - чародей, волшебник, маг, и нет ему равных. ............ |