Часть полного текста документа:Эволюционирующий риск-менеджмент Алексей Кузнецов Понятие риск-менеджмента давно перешло с финансовых рынков в нефинансовый бизнес, хотя по-прежнему еще не ясно, какую роль новые методики сыграют в развитии компаний, приживутся ли они надолго или будут в скором времени забыты, как уже отошедшие во вчерашний день системы управления ресурсами компании (ERP - Enterprise Resource Planning). Что же такое риск-менеджмент? Риск - комбинация возможности возникновения события (обычно рассматриваются негативные события: дефолт, наступление страхового случая, нехватка нужной суммы денег на счете) и его последствий для компании. Учитывая, что собственники хотят зарабатывать на своем бизнесе деньги, менеджерам необходимо осуществлять процедуру управления рисками на регулярной основе, чтобы не отклоняться от запланированной прибыли. Внутренние и внешние риски С точки зрения компании риски могут быть внутренними или внешними. К внутренним рискам можно отнести нелояльность персонала, срыв планируемых сроков, производственные ошибки. Этими рисками управлять проще, к внешним же - например таким, как рыночный спрос на товары или услуги фирмы, курс валюты - можно только адаптироваться. Естественное желание компании - устранить всякую неопределенность в процессе деятельности и избежать нерациональных шагов. Японцы, например, уверенны, что должны осуществляться только те операции, которые добавляют ценность компании, все остальное - чистые потери. Борьба с потерями внутри компании - это борьба с внутренними рисками. Внешние риски находятся вне зоны влияния компании (мы не можем повлиять на цену нефти или "отрегулировать" сейсмическую активность на Камчатке!), поэтому ими можно управлять, только контролируя источники риска и гибко реагируя на неожиданно возникающие события. Эволюция менеджмента Для того чтобы принимать стратегические решения по развитию компании нет необходимости знать, прошло ли изделие №4 для заказа №345 стадию окраски. Зато руководителю, принимающему решение, необходимо владеть информацией, по которой можно было бы понять, где компания в целом находится в текущий момент и куда она двигается дальше. Попыток систематизировать эту информацию и представить руководителю в удобной форме за историю управления было предпринято немало. В начале XX века управление базировалось на организационных структурах - дивизионной, матричной и т.д., тем самым задавалась определенная иерархия между руководителями и подчиненными. Данную иерархию позже "закрепили" представители IT индустрии - введя электронную систему документооборота в фирме. Судьба заказа №345 Следующим шагом стала система ERP (Enterprise Resource Planning). Она должна была автоматически, по введенной заявке на изготовление (например, автомобиля), определить, в какой момент, где и в каком количестве придется задействовать определенные ресурсы компании: деньги, людей, материалы. Однако все было замечательно только на бумаге. Спустя несколько лет после внедрения 70% менеджеров признались, что если бы выбор стоял перед ними сегодня, они не стали бы вводить такую систему управления ресурсами предприятия. Существенными недостатками системы оказались сложность ввода информации, затраты на обучение персонала, срывы сроков внедрения и многое другое. ............ |