Часть полного текста документа:Эволюционно-космическое христианство Введение В средневековой картине мироздания Бог рассматривается как стоящая над миром абсолютная субстанция. Так, например, в томистской философско-теологической системе Бог противопоставляется природе и человеку как бытие абсолютное бытию обусловленному, как вневременное - приходящему и изменчивому. Между Богом и природой, Богом и человеком устанавливалось непреодолимое расстояние. И хотя в томизме существует учение "об аналогии бытии", которое призвано перекинуть "мост" между Богом и миром, Богом и человеком, все же интерпретация этой "аналогии" в томистской философии исключает полное их сближение. Утверждение в Новое время в европейской культуре механической картины мира не приводило к существенному пересмотру взглядов религиозных мыслителей на эту проблему. Бог по-прежнему рассматривался как "творец" и "перводвигатель" видимого и невидимого мира, стоящий вне его и над ним. Изменения же касались лишь конкретного наполнения мировоззренческой системы, связанных с переходом на геоцентрической на гелиоцентрическую картину мира. Наиболее серьезные изменения в религиозно-философском мышлении произошло в конце XIX- середине XX веков, когда в европейской культуре утвердилась диалектическая картина мироздания, в которой господствующими принципами являются идея единства мира и его саморазвитие. Влияние этой новой картины мира мы можем обнаружить во всех конфессиональных направлениях философско-богословской мысли. В русской православной философии и богословии они нашли свое наиболее яркое выражение в работах В.И. Вернадского , Н. Ф. Федорова, П. А. Флоренского, в протестантской теологии в концепции "диполярного Бога" А. Уайтхеда и Ч. Хартшорца, в католической философско-теологической мысли в концепции "эволюционно-космического христианства" П. Тейяра де Шардена. Для уяснения современной религиозно-идеалистической " картины мироздания по нашему , наиболее показательной является концепция "эволюционио-космического христианства" П. Тейяра де Шардена. 1. Концепция "эволюционио-космического христианства" П. Тейяра де Шардена. П. Тейяр де Шарден (1881-1953) - француз по происхождению, католический священник, член ордена иезуитов, закончил Оксфордский университет, где прослушал циклы естественно-научных и теологических дисциплин, является видным ученым палеонтологом, археологом, биологом. Хорошее знание естественных наук, в особенности наук биологического цикла, оказало существенное влияние у на его философско-теологическое мышление и способствовало формированию концепции "эволюционно-космического христиантва. Концепция "эволюционно-космического христианства" Тейяра де Шардена базируется на принципах религиозно-идеологического монизма, эволюционизма и универсализма. Субстанцией всего мироздания, по мнению французского мыслителя, является Бог. Бог - это средоточие, источник, центр мира, та исходная точка, от которой начинаются и к которой сходятся все реальности бытия. Каждый элемент этой реальности зарождается и пребывает в Боге. Бог настолько имманентен миру, растворен в нем, что весь "nip представляет собой Божественную среду. Преодоление традиционного для христианства раскола бытия на две субстанции - духовную и материальную, божественную и земную Тейяр осуществляет на основе признания всеобщей одушевленности материи. ............ |