Введение
Контроль за исполнением бюджета имеет большое социально-экономическое и политическое значение. Перестройка финансовой системы в Российской Федерации в ходе рыночных преобразований сопровождалась коренными изменениями как в самой бюджетной системе, так и в организации финансового контроля.
В первые годы рыночных реформ, когда функции исполнения федерального бюджета еще не были возложены на Федеральное казначейство, финансирование федеральных расходов производилось через бюджетные счета главных распорядителей средств – федеральных министерств и ведомств, – открытые в учреждениях Центробанка России и коммерческих банках. Отсюда деньги перечислялись на счета подведомственных учреждений и организаций, а также подрядчиков, поставляющих для федеральных нужд товары, выполняющих работы и предоставляющих услуги. Распыление бюджетных средств между многочисленными коммерческими банками создало предпосылки для несанкционированного использования и бесконтрольного движения государственных денежных потоков.
Данная схема финансирования расходов имела следующие недостатки:
– не позволяла получать в оперативном режиме информацию о полученных федеральным бюджетом доходах и произведенных расходах, а следовательно, лишала федеральные органы исполнительной власти возможности реального управления финансами;
– удлиняла путь следования средств до бюджетополучателей, что вызывало задержки в осуществлении социально значимых расходов и рост задолженности;
– приводила к неоправданному увеличению остатков бюджетных средств на счетах;
– не позволяла контролировать рост кредиторской задолженности бюджетополучателей;
– создавала возможности нецелевого использования средств федерального бюджета.
Предпосылки для устранения этих недостатков и отслеживания, а затем и планирования территориального разреза федеральных расходов появились в результате создания и развития системы Федерального казначейства.
Переход на современную казначейскую систему исполнения бюджета был связан с необходимостью восстановить в значительной мере способность государства управлять исполнением бюджета. Однако проблемы, возникающие в ходе исполнения бюджета, не теряют своей остроты и остаются актуальными, несмотря на то, что казначейская система в России существует уже почти пятнадцать лет.
Казначейская система страны имеет также огромное значение в реализации программы перераспределения бюджетных средств между уровнями бюджетной системы, и деятельность территориальных органов Федерального казначейства, направленная на усиление совершенствования финансового контроля, требует к себе постоянного внимания, что и обуславливает необходимость и важность данного курсового исследования.
Предмет исследования. Предметом исследования служит механизм становления и развития казначейской системы исполнения федерального бюджета в РФ.
Объект исследования. Объектом исследования является органы федерального казначейства РФ.
Степень научной разработанности проблемы. В экономической литературе последних лет, посвященной казначейской системе исполнения бюджета, в основном, отражается история становления и опыт работы Федерального казначейства РФ, но в аспекте проблем, связанных с дальнейшим развитием казначейской системы, обстоятельных исследований нет.
Ряд работ по экономической теории также содержит анализ казначейской системы исполнения бюджета, освещение роли и функций органов казначейства. ............