Введение
Радикальные социально-экономические сдвиги ускорили процесс трансформации племенной государственности в полисную организацию государства. Полис представлял собой город-государство, базировавшийся на гражданской политической общине. Он возникает в результате слияния нескольких племенных поселений в единый город. Полис развивался как демократическая республика. Утверждение республиканского строя связано с борьбой земледельческой аристократии против патриархальной царской власти. Она завершилась ликвидацией монархии в VIII в. до н.э. и передачей власти выборным должностным лицам из аристократической среды. В VII-VI вв. аристократическое правление сменяется периодом тирании. Тираны-диктаторы с неограниченными полномочиями были призваны для наведения порядка и прекращения социальных конфликтов. В тоже время полис представлял собой рабовладельческую демократию со специфическими общественными отношениями. Полисная идеология основывалась на всемерной защите своих граждан, являвшихся таковыми благодаря своему происхождению. Полис обеспечивал коллективу полноправных граждан право собственности на землю и на рабов и доступ к политической жизни. Остальные категории населения - неполноправные и рабы - социально-правовой защитой не пользовались. В конечном итоге это привело к кризису полиса, т.к. рост частной собственности, основанной на эксплуатации рабского труда, приводят к разорению основной массы землевладельцев-общинников, к их социальной деградации и уменьшению слоя свободных.
1. Государственный строй Древних Афин
Образование Афинского полиса приписывается легендарному царю Тесею, который объединил четыре племени (филы). Со временем здесь складывается рабовладельческая демократическая республика. Утверждение республиканского строя в Афинах связано с борьбой земледельческой аристократии (эвпатридов) против патриархальной царской власти. Эвпатриды ликвидируют власть базилевсов (вождей) и передают полномочия по управлению государством выборным из числа аристократии должностным лицам - архонтам. Совет старейшин был заменен ареопагом, в который входили бывший и действующие архонты. Однако вVI в. до н.э. афинское общество пережило глубочайший кризис, пошатнувший политическое господство аристократии. Великая греческая колонизация вызвала крупные социальные сдвиги в Афинах. Влиятельную социальную группу составили демиурги, разбогатевшие на ремесле и торговле. Миграция населения привела к увеличению слоя метеков - неполноправных свободных людей, которые не были связаны родовой организацией. Появилась новая категория населения - феты или шестидольники, т.е. зависимые крестьяне, попавшие в долговую кабалу и вынужденные отдавать 1\6 урожая кредиторам. Плутарх отмечал, что « весь народ был в долгу у богатых». Это привело к концентрации земли в руках аристократии. В результате в афинском обществе стали разрастаться социальные конфликты, зазвучали радикальные требования раздела земли и изменения государственного порядка.
В 594 г. до н.э. на должность архонта с правом законодательной деятельности был избран известный поэт и общественный деятель Солон. Он провел долговую реформу - сисахфию. Все долги афинских граждан были аннулированы, долговое рабство отменено, а проданные за границу в долговое рабство афиняне подлежали выкупу государством. Реформа заложила экономические и правовые основы для развития частной собственности: разрешались свободная купля-продажа земли, дробление землевладений и устанавливалась свобода завещаний. ............