Белорусский государственный университет
Исторический факультет
Кафедра нового и новейшего времени
Реферат на тему: Эволюция представлений о культуре
Подготовил:
Студент 4 курса, 3 группы
Сидоренко В.
Минск, 2009
Содержание
1. Античные представления о культуре.
2. Представления о культуре в эпоху средневековья.
3. Понимание культуры в новое время (И.Г. Гердер, школа эволюционистов, школа диффузионистов, неокантианцы).
4. Теория культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).
5. Теория культуры Ф. Ницше.
6. “Архетипы культуры” К. Юнга.
7. Теория игры Й. Хейзинга.
8. Культура в понимании французской школы “Анналов”.
1. Античные представления о культуре
Уже в эпоху Древней Греции началось формирование понимания культуры. По первоначальным представлениям греков культура – это влияние человека на природу, как совокупность навыков умений, как результат деятельности человека, который видоизменяет природу. В процессе реконструкции историко-культурного контекста самого понятия «культура» эпохи Древней Греции следует отметить, что в него входит и воспитание, и возделывание (первичное значение) и культ (поклонение, почитание).
Сами греки воспитание, обучение, а в более широком смысле образование, образованность, просвещение, культуру – определяли термином «пайдейя» (процесс становления гражданина в античном полисе).
Основные ценности греческой «пайдейи» выходят за рамки педагогической сферы. В основании лежит аристократический тип культуры, который культивирует генеалогические традиции, с ним связанна красота и физическое совершенство, высокое понимание чести, стремление к славе. Добродетели по античным представлениям наследуются.
Таким образом, «пайдейя», так называемый образовательный процесс, не сводился к определенной сумме знаний, он был подготовкой к общественной жизни с достаточно широким набором норм и требований.
Необходимо также отметить, что греки уже различают эпохи по уровню развития материальной культуры: Гесиод в «Труды и дни» выделяет: каменный, бронзовый, железный века. Этой же точки зрения придерживается и римлянин Лукреций Кар, «О природе вещей».
Определенные изменения в понимании культуры были внесены римлянами. Именно ими слово “культура” начинает использоваться в терминологическом плане. Родоначальником этого становится Цицерон, который в своей работе “Тускуланские диспуты” (45 г. до н. э.), используя термин “cultura animae”, переносит понятие возделывания, обработки поля и на человеческую душу. Следуя традиции, заложенной Сократом, Цицерон понимает философию как науку о жизни, и предполагает, что философия способна ответить на вопрос о том как правильно жить.
2. Представления о культуре в эпоху средневековья
В рассматриваемый период времени происходит координальное изменение по отношению к рассматриваемому вопросу. Связано это было с тем, что средневековье выдвигает свою, отличную от предшествующей эпохи мировоззренческую парадигму. Вместо античной системы ценностей, для средневековой культуры характерны следующие черты:
– монотеизм;
– духовность;
– утверждение аскетического идеала;
– книжное знание (происходит переход от познания через наблюдение и опирающееся на логику в эпоху античности). ............