Часть полного текста документа:Эволюция представлений о массе Оставь заученное всяк сюда входящий Древность Обмен товарами привел к появлению мер объема. Вес считался чем-то вроде запаха или цвета - свойством тела. Это свойство проявляется в падении: тяжелые тела падают быстрее, чем легкие. Понятия количества материи у древних не было. Античность Перипатетики. Аристотель сосредоточил внимание на процессах возникновения и роста. Его термин "материя" (hyle) означал "дерево"; в латыни materia = строевой лес, mater = источник роста. В этом же ряду наш термин "тело". Не было понятия количества материи. Материя - протяженное тело, пространственное протяжение; форма есть главное измеримое свойство материи и поэтому выражает ее количество. Форма тела останавливает его стремление уйти из бытия. Вместе с тем материя - общий субстрат всех элементов Природы. Аристотель полагал, что вес падающего тела увеличивается по мере падения. Скептики. Тело обладает величиной, формой, сопротивлением и весом. Вес как мера количества материи появился во II веке н.э. - Если я сожгу сто фунтов дров, сколько фунтов дыма я получу? - Взвесьте золу, все остальное будет дымом. Лукиан Архимед не пользовался понятиями удельного веса, плотности и массы, а только понятием объема. Средние века Теологические проблемы стали поводом для обсуждения понятий, связанных с материей, в том числе столь необходимой на Западе сущности. "Материя не может возникать и не может уничтожаться, так как все, что возникает, возникает из материи, а все, что исчезает, исчезает в материи". (Св. Фома) Возможно ли было создать Еву из ребра Адама без добавления материи? Из неуничтожимости материи следует возможность воскрешения и восстановления тела после смерти. Хлеб евхаристии - противоядие против смерти (результат пресуществления). Различали величины двух родов: количество материи (dimensiones indeterminatae) и пространственно определенный и измеримый объем (dimensiones determinatae). Это различие использовано в объяснении евхаристии. Теолог Ньютон "не из ума взял" массу частицы без объема как фундаментальное понятие (и не ввел понятие элементарного объема без массы). Буридан: количество материи, представленное в теле, существенно определяет сопротивление, которое оно оказывает движущей силе: пропорциональность между импульсом и количеством материи (1509). Чем больше имеется материи, тем больший импульс может получить тело ... в плотном и тяжелом теле при прочих равных условиях имеется больше первоматерии, чем в разреженном и легком. Новое время Галилей мыслит "... субстанцию как ограниченную, имеющую ту или иную форму, как большую или малую в отношении к другим вещам ... как существующую в движении или в покое ..." - но без намека на массу, вес, плотность. "Масса представляет собой лишь другое название для самой материи и позволяет отличать материю от абстрактной материи, которая геометрична. Физическая реальность и масса - это два названия для одной и той же вещи, которая обладает движением, в то время как геометрические формы не обладают им. Следовательно, масса не может быть определена в терминах чего-либо другого; она первична" (примечания к Диалогам). Кеплер развил идею физической силы из понятия "сила жизни", из идеи активности разума, а понятие массы - из понятия материи: фактор, противодействующий активной силе, должен находиться в самой материи. ............ |