Страстью Константина Тышкевича были археология и краеведение. На них не жалел он капиталов, полученных от собственных предприятий: полотняной мануфактуры, сахарных и кирпичных заводов. Подобно другим современникам-патриотам, граф в буквальном смысле собственными руками начал собирать осколки отечественной истории, раскапывая местные курганы и городища. Логойск, которым Тышкевичи владели почти 5 веков, ведет отсчет с 1078 года.
101-летний Пий Тышкевич, отец Константина и Евстафия, числил себя подлинным ценителем старины. Скрупулезно вел семейную хронику, вместе со второй женой Августой из рода Пляттеров (первая, Людвика, умерла в 1803 году, да и Августа не дожила до седых волос) собрал огромную библиотеку. Коллекционировал раритеты, многие из которых добыл лично из местных курганов. Недаром же сановного краеведа в столетнем возрасте избрали почетным членом Виленской археологической комиссии.
Так что не только от плохой, но и от хорошей яблони яблоко недалеко падает. Прекрасно владея пером (как-никак Виленский университет за плечами), Константин обобщал свои наблюдения в статьях и книгах. Читатели "Виленского вестника" с удовольствием штудировали его экзерсисы "О курганах в Литве и Западной Руси".
В 1857 г.его сиятельство в компании с художниками Юрием Шантырем и Марцелем отправился за... песнями и баснями. Дружный краеведческий экипаж во время высадок на берег собирал народные мотивы, предания, фольклор. Полный энтузиазма граф лично записывал в блокнот истории окрестных замков, величественных храмов, курганов, городищ. Вдохновленные художники-попутчики тут же брали живописные виды на карандаш. Результатом четырехмесячного похода а это 682 пройденные версты или 300 посещенных деревень и местечек стала законченная в 1858 году книга "Вилия и ее берега", изданная в Дрездене спустя три года после смерти автора, в 1871 году. Прочесть ее и сегодня занятие не докучное.
...Весной 1865 года читатели выходящего в Варшаве еженедельника "Колосья" (в оригинале "Klosy"), открыв номер за 13 (25) апреля, увидели в нем заглавную статью под названием "Евстахий, граф Тышкевич". Посвящалась она младшему сыну Пия Евстахию, меценату, краеведу, исследователю. И, как называют его современные ученые, родоначальнику белорусской археологии.
Евстахий Тышкевич также родился в Логойске в 1814 году. И так же, как брат, бросил государственную службу ради самостоятельного занятия науками. Самостоятельного в том плане, что отказался от казенного вспомоществования, положившись в исследованиях исключительно на собственные силы и средства.
Уже в 23 года он участвует в раскопках курганов в окрестностях Логойска. И в том же 1837-м пишет в "Петербургский еженедельник", выходящий на польском языке, статью. Знаете, на что сетует в ней бедный граф? На то, что курганы, по местным поверьям, считаются священными, даже неприкасаемыми. И ему пришлось не просто "щедро платить" своим крестьянам, но и работать вместе с ними, чтобы разделить общий грех.
Надеюсь, не надо объяснять, что не денег и своих породистых пальцев он жалел, а суеверный народ. Впрочем, будем справедливы: обладая широтой взглядов настоящего ученого, граф уважал верования пращуров. Да и кто бы поступил иначе, держа в ладонях сакральные находки: древние черепа и кости, окруженные погребальными бусами, посудой, россыпью монет. ............