Мошкин Владимир Николаевич, Зайцева Светлана Викторовна, Овчаров Вячеслав Вольдемарович, Алтайская академия экономики и права
В статье с использованием материалов о состоянии массовой педагогической практики изложены выводы о влиянии некоторых факторов (изучение литературы о безопасности, изучение литературы о физической культуре, занятия в спортивной секции) на подготовку студентов к здоровому образу жизни. На основе анализа результатов анкетирования не выявлено взаимосвязи между видами деятельности студентов и их стремлением избегать заражения.
Формирование готовности подрастающего поколения к профилактике негативного влияния вредных и опасных факторов жизнедеятельности, к здоровому образу жизни происходит в процессе усвоения культуры здоровья. К наименее изученным в педагогике относится проблема факторов, влияющих на эффективность формирования культуры здоровья студентов и здорового образа жизни. В связи с этим на основе анализа результатов анкетирования студентов изложим некоторые выводы о влиянии отдельных факторов на подготовку студентов к здоровому образу жизни. При этом будем иметь в виду, что анализу подвержены данные, полученные в ходе изучения массовой педагогической практики.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Воспитание культуры безопасности студентов», проект № 06-06-60602а/Т.
Прежде всего определим основные используемые понятия. Культуру здоровья определим как компоненты деятельности, качества личности, направления базовой культуры личности, способствующие сохранению, укреплению здоровья человека, здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни определим как жизнедеятельность человека по законам сохранения и укрепления здоровья (профилактика, минимизация, преодоление, устранение последствий факторов риска, негативно влияющих на здоровье), основанную на сочетании социально обусловленных (культура здоровья) и природных свойствах субъекта жизнедеятельности, при которых риск причинения ущерба здоровью не превышает социально приемлемого уровня. Таким образом, при реализации изложенного подхода к определению и использованию понятий культура здоровья трактуется как составляющая и как предпосылка здорового образа жизни (в то же время культура здоровья совершенствуется в процессе здорового образа жизни).
В ходе анкетирования, проведенного в декабре 2005 г., изучались мнения 899 студентов (413 юношей и 486 девушек) 1-3 курсов экономического и юридического факультетов Алтайской академии экономики и права (ААЭП). Данные о студентах, отвечавших на вопросы анкеты, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Данные о количестве опрошенных студентов
Курс Экономический факультет Юридический факультет Девушки Юноши 1 курс 177 250 239 188 2 курс 97 137 126 108 3 курс 93 145 121 117 ИТОГО: 367 532 486 413 Экономический Юридический Девушки Юноши 1 курс 48% 47% 49% 46% 2 курс 26% 26% 26% 26% 3 курс 25% 27% 25% 28%
Для опроса студентов была использована анкета, включавшая 12 вопросов закрытого типа, в которых предлагалось выбрать вариант ответа из трех (да, нет, затрудняюсь ответить) предложенных по поводу утверждений анкеты (В.Н. ............