Мошкин Владимир Николаевич, ААЭП, Литвина Елена Валерьевна, БГПУ, г. Барнаул
В статье на основе анализа эмпирических данных о состоянии массовой педагогической практики изложены выводы о влиянии некоторых факторов на осознание подростками роли человека в возникновении опасностей. На основе анкетирования выявлены признаки взаимосвязи между изучением литературы о безопасности, просмотром подростками телепередач о безопасности и их взглядами на причины возникновения опасностей.
Формирование готовности подрастающего поколения к профилактике негативного влияния вредных и опасных факторов жизнедеятельности к безопасной жизнедеятельности происходит в процессе усвоения культуры безопасности. К наименее изученным в педагогике относится проблема факторов, влияющих на осознание подростками роли человека в возникновении опасностей. В связи с этим на основе анализа результатов анкетирования изложим некоторые выводы о влиянии отдельных факторов на отношение подростков к ошибкам и слабостям человека как к причине опасностей. При этом будем иметь в виду, что оценка роли самого человека в обеспечении безопасности является составляющей его мировоззренческой готовности к обеспечению безопасности (наряду с другими элементами включает в себя взгляды на причины возникновения опасностей и самооценку человеком его готовности к безопасной жизнедеятельности). В ходе анализа результатов анкетирования будем учитывать взаимосвязь знаний, взглядов и убеждений по мировоззренческим проблемам безопасности.
В ходе анкетирования, проведенного в апреле 2002 г., изучались мнения 409 подростков 5-8 классов школ №107 и 108 г. Барнаула. Подросткам была предложена анкета, включавшая в себя (наряду с прочими) 6 следующих утверждений (их номера приведены в соответствии с текстом анкеты). Приведём формулировки этих утверждений.
5. Я читаю книги о безопасности, самозащите, выживании.
6. Я смотрю телепередачи о безопасности.
7. Я занимаюсь в спортивной секции: учусь самообороне и самозащите (в секции самбо, каратэ, ушу, бокса и т.д.).
14. Главная причина опасностей - ошибки и слабости самого человека.
43. Основам безопасности я учусь из художественных кинофильмов.
44. Основам безопасности я учусь, играя в компьютерные игры.
Учащимся предлагалось выбрать вариант ответа из трех («да», «нет», «затрудняюсь ответить») предложенных по поводу утверждений анкеты. Статистическая обработка результатов анкетирования осуществлялась с применением специальных компьютерных программ, разработанных В.Н. Мошкиным и Г.Б. Буяльской.
В анкету были включены утверждения, призванные выяснить отношение подростков к различным аспектам обеспечения безопасности. Утверждения направлены на то, чтобы выяснить, кто из подростков изучает литературу (утверждение 5), смотрит телепередачи о безопасности (утверждение 6), какая часть подростков посещает спортивные секции (утверждение 7), кто из них высоко оценивает роль художественных кинофильмов (утверждение 43) и компьютерных игр (утверждение 44) в изучении основ безопасности. Ответы по поводу утверждения 14 позволили выяснить, как подростки понимают причины опасности. Приводя результаты обработки анкет, мы осознаём возможность существования некоторого расхождения между реальностью и теми ответами, которые дали подростки.
Прежде всего, выясним, можно ли предполагать, что чтение книг о безопасности, самозащите, выживании является фактором осознания подростками роли человека в возникновении опасностей. ............