Содержание
Введение
I. Фортепианное творчество Роберта Шумана
II. Фантазия C-dur
III. Анализ I части произведения
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Рондо-соната принадлежит к формам смешанного типа, так как соединяет качества двух форм — рондо и сонатной.
По определению Л. Мазеля «рондо-сонатой называется такой вид рондо с тремя (изредка четырьмя) эпизодами, в котором крайние эпизоды тематически и тонально находятся в том же соотношении, что и побочные партии экспозиции и репризы сонатной формы. Средний (центральный) эпизод может быть заменён разработкой предшествующих тем».
Эта форма сложилась в финалах сонат, квартетов, симфоний во второй половине XVIII века. Она начинается и продолжается как классическое рондо, но не ограничивается пятью традиционными частями. Вместо третьего (изредка четвёртого) эпизода возвращается первый и не в своей доминантовой тональности, а в главной: как будто он представляет собой побочную партию и вместе с предшествующим проведением рефрена образует репризу сонатной формы. После возвращения первого эпизода (побочной партии) может в четвёртый (пятый) раз прозвучать рефрен, но может сразу последовать кода. Так возникает форма, модулирующая из рондальности в сонатность, а по общему плану ещё и напоминающая сложную 3-х частную с трёхчастными крайними частями, экспозицией, репризой и центральным эпизодом (или трио), но с тональным объединением в общей репризе:
A B A — C — A B (A)
↓ ↓
D T
Само название рондо-сонаты свидетельствует о промежуточном характере формы, а потому доля рондальности и сонатности может быть в одних случаях больше, а в других меньше.
Вступление в рондо-сонате встречается сравнительно редко. Кода, напротив, бывает довольно часто. Иногда последнее проведение главной темы сливается с кодой. Об этом говорят типичная для коды структура и гармонические обороты. В ней используется чаще всего материал главной темы и центрального эпизода.
Цель и задачи исследования
Целью настоящей исследовательской работы является выявление особенностей рондо-сонатной формы на примере I части Фантазии C-dur Р.Шумана.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1) дать характеристику фортепианного творчества композитора;
2) рассмотреть стилевые и композиционные особенности Фантазии C-dur Р.Шумана;
3) выявить преемственные жанрово-стилевые связи на примере I части Фантазии C-dur Р.Шумана.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования является Фантазия C-dur Р.Шумана
Предмет исследования — стиль, жанр, особенности фактуры и формы данного произведения.
Методы исследования
Данная работа основана на комплексном подходе к анализу формы и средств музыкальной выразительности жанра фантазии. В качестве основных методов исследования применялись анализ-синтез (музыкальный материал) и музыковедческий анализ.
I. Фортепианное творчество Р. ............