Федеральная палата адвокатов: состав; цели и порядок создания; органы
Согласно п. 1 ст. 35 Федерального закона от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей адвокатские палаты субъектов Российской Федерации на основе обязательного членства.
Таким образом, Федеральная палата адвокатов, являясь самостоятельной организацией, состоит из всех адвокатских палат субъектов Российской Федерации, объединенных для определенных целей. Как отмечает А.А. Спектор, «Без такого объединения невозможно добиться реальной независимости адвокатуры как необходимого условия адвокатской деятельности».
Федеральная палата адвокатов как орган адвокатского самоуправления в Российской Федерации создается в целях (п. 2 ст. 35 Закона об адвокатуре):
– представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления;
– координации деятельности адвокатских палат;
– обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи.
Итак, основные цели создания Федеральной палаты адвокатов направлены на реализацию Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре и обеспечение защиты корпоративных интересов адвокатов. Данные цели можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
С одной стороны, деятельность Федеральной палаты адвокатов должна быть направлена на обеспечение высокого уровня оказываемой адвокатами на территории России квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам в соответствии с Законом об адвокатуре.
С другой стороны, Федеральная палата адвокатов создается и действует для решения внутренних задач адвокатского сообщества. В этой связи она призвана осуществлять на уровне общероссийской организации представительство и защиту интересов адвокатов в органах государственной власти и местного самоуправления, а также обеспечивать общую координацию деятельности адвокатских палат субъектов РФ.
Понятие «координация» в Законе четко не определено. Однако с учетом принципов Закона под координацией следует понимать принятие органами Федеральной палаты адвокатов, в пределах их компетенции, очерченной ст. 35–37 Закона об адвокатуре, решений, общих для всех адвокатских палат, а также обеспечение реализации этих решений на практике.
В ч. 2 ст. 35 Закона об адвокатуре специально выделены полномочия Федеральной палаты адвокатов на представление интересов всех адвокатов и адвокатских палат в отношениях с федеральными органами государственной власти при решении вопросов адвокатского сообщества в целом. Так, только Федеральная палата адвокатов может официально от имени адвокатского сообщества решать вопросы, связанные с выделением средств из федерального бюджета на оплату труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению. Участие адвокатских палат субъектов РФ в бюджетном процессе на федеральном уровне в Законе не предусмотрено. В то же время адвокатские палаты вправе направлять свои предложения по данному вопросу в Федеральную палату адвокатов.
Образуется Федеральная палата адвокатов Всероссийским съездом адвокатов. ............