МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
Творческая работа на тему:
ФЕНОМЕН «АНТИНАУКИ» КАК АЛЬТЕРНАТИВЫ МОДЕРНУ. ДЖ. ХОЛТОН
Выполнил:
студент гр. ФиР-04
Халиков Р.Х.
Научный руководитель:
к. филос. н., доц.
Белокобыльский А.В.
Донецк 2008
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. «АНТИНАУКА» – ДИАГНОЗ ЭПОХЕ. 3
РАЗДЕЛ 2. «АНТИМОДЕРНЫЙ» ХАРАКТЕР «АНТИНАУКИ». 5
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 9
РАЗДЕЛ 1. «АНТИНАУКА» – ДИАГНОЗ ЭПОХЕ Стремительное падение уровня авторитетности рационального познания и научной картины мира в ХХ веке привело к широкому обсуждению в научных и философских кругах антинаучных настроений в обществе. Одним из показательных примеров злободневности проблемы пренебрежения статусом науки служит тот факт, что первая советско-американская конференция из серии «Наука и техника с человеческим лицом», прошедшая в мае 1991 года в Массачусетском технологическом институте, называлась «Антинаучные и антитехнические тенденции в США и СССР». Как отмечает редакция журнала «Вопросы философии», «в центре докладов и дискуссий был вопрос о месте науки и техники в современной цивилизации, об изменении отношений науки, культуры и общества, о вытекающих отсюда философско-мировоззренческих, этических, социальных и политических следствиях. Иными словами, речь шла о вопросах, так или иначе относящихся к глубинным трансформациям современной цивилизации, к её возможной судьбе» [3, с.26].
Тотальное увлечение антинаучными настроениями, проявившееся в советском обществе с началом эпохи «перестройки», появилось на Западе намного ранее. Так, комментируя в 1974 году «возрастающий интерес к оккультизму, возникший в шестидесятых годах и подготовивший почву для взрыва оккультизма в семидесятых» [4, с.106], М. Элиаде обосновывал его, в первую очередь, притягательной силой личного посвящения, такого заманчивого для одинокого и пессимистичного послевоенного человека, разочаровавшегося в христианстве, науке и прогрессе. Эти ориентации, присущие эпохе модерна, стёрли человеческую индивидуальность постоянным обращением к публичности, предсказуемости и функционально обусловленной коммуникации не людей, но граждан общества.
Стремление найти панацею от общественных кризисов, вернуть ценность индивидуальной человеческой жизни, а также создать новую (а лучше – обновить какую-либо древнюю) аксиологическую шкалу, позволяющую отказаться от всего лишнего и устаревшего. Дж. Холтон, один из участников упомянутой конференции, пишет в своём докладе: «Нас призывают полагаться на всякое без разбору знание, лишь бы только оно обещало лекарство от общественных болезней и возврат общества в здоровое состояние» [3, с.27]. Естественно, такая установка вызывает реакцию со стороны атакуемых институций – как церкви, так и государства, так и науки. Как раз позицию последней и осветил Дж. Холтон – профессор Гарвардского университета – в своём докладе «Что такое “антинаука”».
Под антинаукой Холтон подразумевает агломерат смысловых единиц, из которых он выделяет «подлинную науку», «патологическую науку», «псевдонауку» и сциентизм, сосредоточив внимание прежде всего на «том виде псевдонаучной бессмыслицы, который выдаёт себя за «альтернативную науку», но при этом служит удовлетворению весьма определённых политических замыслов и амбиций» [3, с.28]. ............