Часть полного текста документа:Академия труда и социальных отношений Зачетный реферат по культурологии на тему: Феномен Ван Гога Выполнил студент I курса группы ЮД-2 Акулов Роман Проверила: Ярославцева А. А. Севастополь 1999 Иногда в искусстве можно создать ложь более правдивую, чем буквальная правда... Оноре Домье Я пытался выразить неистовые человеческие страсти красным и зеленым... Винсент Ван Гог Винсент Ван-Гог, так же как и Рембрандт, был голландец. Вот первый внешний факт, случайность биографии, который, однако, сразу приобретает не случайное значение и дает нам в руки ключ к дверям его жизни. Еще Ипполит Тэн, а за ним и другие социологи указывали на причинную зависимост искусства от окружающей материальной среды. Но в их несколько механическое объяснение искусства должна быть внесена одна поправка: не всегда причинная связь между человеческим духом и внешней средой бывает прямой - иногда она бывает обратной. Есть гениальные художники, которые воплощают веления своего времени и своего народа,- таковы были мастера Греции и Ренессанса; но есть и другие гении, которые могут быть поняты лишь как отрицатели данной среды. Их жизнь и творчество вытекают из данной среды в том смысле, что являются реакцией против нее. Таким протестом против здравого смысла своего времени было появление Рембрандта, особенно вторая половина его творчества, начиная с "Ночного дозора", когда выросла пропасть между ним и его заказчиками-бюргерами. Таким же олицетворенным протестом против филистерского духа Голландии является жизнь и творчество Ван-Гога. .Уже с ранних лет он был каким-то "лишним человеком" среди практического и нормального уклада современности, и это он чувствовал сам... В 1886 году Винсент приезжает в Париж и отныне никогда уже больше не возвращается на родину... Став страстным приверженцем пленэра, он бродит по Парижу, изображает уголки Монмартра, берега и мосты Сены, народные театры и чувствует себя настоящим французом. "Мы трудимся все вместе над французским Возрождением - здесь я как бы на родине",- пишет Ван-Гог. И действительно, отныне его творчество принадлежит Франции и человечеству; он становится соратником импрессионистов, разделяет их невзгоды, содействует их успеху... Но пламенной натуре Ван-Гога чужда была серединность; во всем, за что он ни брался, он шел до конца. Искание света и воздуха, увлечение техникой Сера (дивизионизмом) не могли не зажечь в нем желания бросить серый Париж и уехать на юг. Ему стало тесно в столице, и юг рисуется ему той обетованной землей, где только и можно "отныне организовать ателье будущего", где только и может развернуться талант художника. И вот в 1888 году он переселяется в Арль, городок Прованса. Первое впечатление не обмануло его. Прованс показался ему "по своей радостной МЕре красок страной столь же прекрасной, как Япония", и он жалеет только о том. что не попал сюда в молодости... "Радостная игра красок" - как неожиданны эти слова на языке Ван-Гога, недавнего аскета,- в них вылилось все его новое отношение к миру, отношение живописца. Новое и вместе с тем старое, ибо природу любил он еще с детства. ............ |