Часть полного текста документа:Феноменологическая и экзистенциальная установки в психотерапии Феноменология и экзистенциализм, как известно, взаимодополнительны. К экзистенциальным идеям и понятиям обратился уже сам Гуссерль при завершающей проработке феноменологии. К феноменологическим же методам исследования неизменно обращались не только экзистенциалисты философы - Сартр, Мерло-Понти, но и последующие экзистенциальные психологи и психиатры - Бинсвангер, Босс, Мэй и др. Это привело к взаимопроникновению обоих направлений, которое, однако, не устраняет различий в их исходной ориентации. Различия эти хорошо видны в том числе и на исконно психологической почве - в психотерапии, где обе нашли свое достойное применение и проверку. Феноменологическая психотерапия центрирована на работе с переживанием (Джендлин, 1998). Собственно с последним так или иначе имеет дело любая форма оказания психологической помощи человеку (Василюк, 1982). Специфика феноменологического подхода - в том, что здесь переживание признается самоценной и наиболее достоверной психологической реальностью, с которой может работать психолог. Данные о характере переживания человеком той или иной ситуации считаются здесь достаточным материалом для работы, не требующим обращения к чему-либо еще. С этой точки зрения, могут быть опущены, например, сведения о событиях прошлого человека, так как все, что касается прошлого, в любом случае возникает как часть личности, существующей уже в настоящем (Джендлин, 2000, с. 26). Психолог изначально переориентирует клиента с анализа внешних событий и отношений, породивших проблему, к анализу того комплекса переживаний, которые он испытывает в связи с ними. Для клиента при таком подходе оказывается необязательным перечислять все детали проблемной ситуации - нужно лишь дать возможность проявиться тем ощущениям, чувствам и переживаниям, которые с ними связаны (там же, 2000, с. 124). Собственно говоря, все значимые личностные преобразования связывается в феноменологической психологии с непосредственными изменениями переживания. Сама личность с феноменологических позиций может быть представлена как поток переживаний (Gendlin, 1962). Изменения в понимании и приобретение нового взгляда на проблему считаются здесь производными и необязательно приводящими к реальному прогрессу в психотерапии (Джендлин, 2000, с. 56). Задача терапевта здесь состоит не в том, чтобы помочь человеку осознать источники и причины собственных проблем, а в том, чтобы помочь ему прочувствовать и пережить проблемную ситуацию. Это отличает данный подход не только от различных подходов экзистенциального анализа, но и от других подходов, опирающихся на интерпретационный метод работы: психоанализа, аналитической психологии, трансактного анализа, когнитивной психотерапии и т. д. Экзистенциальная психотерапия не ограничивается областью переживания, перемещая акцент работы с изолированной субъективности человека на различные аспекты его отношений с миром. Объектом экзистенциального анализа выступает не способ переживания, а способ существования человека, проявляющийся в его проектах и целях, ценностях и смыслах, мировоззренческих установках и преобладающей мотивации (Франкл, 1990, 1999; Мэй, 1997; Лэнгле, 2001; и др.). ............ |