Часть полного текста документа:введение. Формирование идеологии футуризма. Довоенный футуризм. Поэты на фугасах. Русский футуризм в годы Первой мировой 1914-1917гг. Февральская революция и Возрождение футуризма. Заключение. Источники и литература: введение. Вопрос о связи русского футуризма и революции возник после Октября 1917 года. Главная причина этого- попытки левых от искусства захватить доминирующие позиции в художественной жизни.1 Поэтому в 20-х годах истоки и сущность футуризма рассматривали в контексте проблемы "футуризм и революция". В литературе 20-х речь шла в основном об Октябрьской революции, хотя прямо на это не указывалось, в то же время рассматривалось не восприятие и не отношение к революции, а степень революционности футуристической идеологии и часто степень соответствия идеям большевизма. Шапирштейн-Лерс видел в футуризме народничество с революционным уклоном в условиях общественной реакции.2 Н. Горлов рассматривал футуризм как явление, рожденное революционными настроениями в обществе; по его словам, русские футуристы делали ту же революцию, что и большевики, но с другого конца; отрицание старого, буржуазного быта и революция в эстетике привела футуристов к отрицанию старого строя и социальной революции.3 Идейные противники "левых от искусства" расценивали футуризм как протест части мелкобуржуазной богемы или одно из проявлений буржуазного строя.4 В 30-х годах последняя позиция, определенная более политической, чем научной логикой, стала доминирующей. Футуризм, как и остальные проявления формализма, был объявлен формой буржуазного влияния5, что в значительной степени затруднило его научное изучение. В советской литературе практически нет работ, посвященных истории русского футуризма. История довоенного футуризма освещена только в двух работах Харджиева- "Ранний Маяковский" и "Турне кубофутуристов"- опубликованных в 1940 году.?6 Работы содержат обильный фактический материал по истории и теории, раскрывается своеобразие русского футуризма, проблема революционности футуризма не рассматривается, в то же время отмечается оппозиционное отношение к эстетическим вкусам буржуазии и идеологии правящих классов, выразившееся в лозунгах самоценного искусства, автономного от утилитарных задач.7 Хотя 60-е и 70-е годы отмечены появлением значительного количества работ по отдельным аспектам авангарда и творчеству отдельных его представителей, работ собственно по истории футуризма в это время не появилось. Первая работа по истории русского литературного футуризма принадлежит Маркову, ученому из Калифорнийского университета (1968); футуризм рассматривается как сложное, многоликое, почти хаотическое явление, сочетающее совершенно несовместимые элементы(примитивизм, урбанизм, славянофильство, символизм и т. п.); Марков рассматривает футуризм только как литературное течение, отрицает существование каких-либо политических тенденций в русском футуризме, не прослеживает восприятие футуристами революции даже в эстетическом плане.8 В конце 80-х годов начинается новый период, продолжавшийся первые два постсоветские десятилетия, в изучении наследия русского авангарда. Появляются работы по истории русского футуризма. В труде Крусанова авангард рассматривается в социальном аспекте, как общественное движение с особой идейно-художественной системой взглядов и представлений. ............ |