Часть полного текста документа:Фикрет Тевфик Фикрет Тевфик (1868-1914) - виднейший турецкий поэт. Вырос в семье чиновника. Начал писать с 14-15 лет. Учителями Ф. были Муаллим Фейзи, Наджи и Реджаи-заде Экрем. Несколько лет Фикрет служил канцелярским чиновником, потом был преподавателем французского и турецкого языков. В эти годы печатал преимущественно подражательные стихи в журналах и газетах ("Терджюмани хакикат", "Мерсад", "Ма'люмат") под псевдонимом Назми, Мехмед Тевфик. В турецкой литературе в этот ее период шла борьба между двумя идейными течениями: западным (грабчылык) и восточным (шаркчылык). Вне борьбы стоял двухнедельный журнал "Сервети Фюнун". Ф., став редактором "Сервети Фюнун", собрал вокруг себя сторонников западного течения. Группа во главе с Ф., в которую входили И. Сафа, Г. Сирет и др., представлявшая прогрессивную силу, постоянно преследовалась Абдул Гамидом II. В 1898 появилась книга стихов Ф. "Ребаби шикесте" (Разбитая лютня), а через год второе издание ее. Это было серьезным событием в литературе того времени, так как сборник был проникнут революционными настроениями. В 1901 "Сервети Фюнун" был закрыт; авторов его заставили замолчать. Но Ф. в это время все же написал свое знаменитое произведение "Сис" (Туман), направленное против деспотического Стамбула, "Лахзеи теаххур" (Миг замедления), вызванное покушением на Абдул Гамида в июле 1906, "Миллет шаркысы" (Песня нации), явившееся самой сильной одой в честь младотурецкой революции 1908. Сознание темноты окружающей среды, гнет деспотизма порождали пессимистические мотивы в творчестве Ф. Но наряду с ними в творчестве Ф. жили и другие настроения. Ф. верил в светлое будущее и все свое творчество отдавал воспитанию и подготовке молодого поколения, от которого ожидал освобождения народа. Книга Ф. "Халюкун дефтери" (Халюк - имя его сына) содержит много прекрасных стихотворений на эту тему. Ф. был одним из тех крупных поэтов, личная жизнь, общественная деятельность и идеалы которых неразрывны. Среди поэтов "Сервети Фюнун" Ф. был одним из немногих, кто поэзию употреблял как оружие в борьбе против врагов народа и культуры. Ф. с большим восторгом встретил младотурецкую революцию 1908. Вместе с группой товарищей он издавал газету "Танин" (Звон). Однако, увидев, что революция лишь сменила один эксплоататорский класс другим, Фикрет снова выступил с общественным протестом. В это время он написал свои воинственные стихотворения против эксплоататоров: "Хитаба" (Речь), "Мюджахид лисанындан" (От имени борца), "Токсанбеше догру" (К событию 95 года), "Хани ягма" (Пища ограбления) и др. С этого времени все более увеличивается число врагов Ф. Завязывается борьба между Ф. и поэтом-панисламистом М. Акифом и др. Националисты также относились к Ф. враждебно. Но Ф. имел и сторонников. Вокруг Ф. возгорелась борьба. Творчество Ф. является крупным этапом в развитии турецкой литературы. Ф. значительно содействовал развитию турецкого литературного языка, обогатил музыкальную сторону стиха, реформировал рифму, поставил ритм в зависимость от содержания. Ф. расширил тематику турецкой поэзии. Он лучше, чем кто-нибудь, умел сочетать в единое поэтическое целое мысль и чувство, образы реальной жизни и большие социальные проблемы. Ф. был реалистом. "Рыбаки", "Деньги и жизнь", "Смерть Гасана", "Завтра", "Прощение Халюка", "Верблюжья голова", "Прошедшее и грядущее", "Как наступит утро", "Памятник труда" и мн. ............ |