Часть полного текста документа: 2 Бывают эпохи равнодушия к философским вопросам - эпохи вообще не худшие в истории народов. Общественная жизнь тогда может быть кипучей и яркой во всех ее проявлениях, экономическая и политическая жизнь может быть высоко напряжена, научное и художественное творчество может бить ключом. Но в обществе нет потребности в рефлексии и самоанализе, в нем не чувствуется неудовлетворенности и сомнения ее в целом. Но вот - в результате ли какой-нибудь общественной катастрофы или незаметным молекулярным процессом социальных изменений - вносится какая-либо новая структура в прочно положенный , по-видимому , строй мыслей и настроений . Это состояние, напоминающее моменты душевного кризиса у отдельной личности, когда человек как бы останавливается внезапно в беге жизни, охваченный вдруг оторопью и сомнением в нужности и значительностью всего того, что он делал до сих пор. Такие же моменты раздумья переживают время от времени и идейно - руководящие слои общества. Крупное национальное бедствие, крушение идеала, к которому стремились ряд поколений одно за другим, предчувствие нарастающего социального катаклизма это способно вызвать глубокие социальные потрясения в общественной психике тех идеологических элементов общества, которые являются, как бы его Я. Эти кризисы интеллигентных настроений обыкновенно сопровождаются или выражаются в форме философского искательства. Философия здесь призвана лечить раны, нанесенные суровой действительностью, от нее требуют ответа на новые возникающие запросы жизни . 3 Кризис в нашем обществе, начавшийся в конце прошлого века и продолжающийся до настоящего времени, породил целую плеяду русских мыслителей, чье творческое наследие еще только предстоит постигнуть нашему поколению. Одной из сложных проблем, поднимающихся в трудах русских философов, является проблема воспитания и формирования личности. Этой проблеме посвещен ряд работ Н. А. Бакунина, Н. А. Бердяева , С . Н . Булгакова , Г . И . Черепанова , А. Ф . Лосева , Л . П . Красавина, Н . Ф . Федорова , П . А . Флоренского . К сожалению, опубликование этих работ в нашей литературе только планируется , однако , вышедший в свет сборник " Вехи " и сборник произведений В . В . Розанова уже дают обширный материал для размышлений и сопоставлений с нашей действительностью . Философский анализ системы народного образования прошлого века , анализ причин духовного обнищания общества , возможные пути выхода из сложившегося положения изложены в сборнике работ. В . В. Розанова - " Сумерки просвещения " . Рассмотрим основные положения его взглядов на проблему воспитания личности . " Впервые в истории мы наблюдаем в нашем веке , что не ученые , не церковь , не семья , не любители душ человеческих и знатоки ее сокровищ , но темное во всем этом государство , сложив оружие и, заменив бранные крики колыбельной песнью , начало пестовать юные поколения то самого раннего творчества до полной возмужалости . Римляне устыдились бы этого , греки разразились бы не удержанным смехом , и никогда вечно юные гуманисты Оксфорда и Кембриджа не допустили бы этой замены себя княжескими или королевскими чиновниками . Не будучи само по себе воспитательно , но, заимствуя для воспитания элементы других сфер - античной древности , христианства , наук и философии - государство оценивает степень воспитания мерою материала, , который через него и 4 усваивается . ............ |